Сборник «Дороги и мосты» - 43 выпуск



ТЕХНОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРНОГО ЗРЕНИЯ В ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Инженер Р.В. Маннанов
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»)
    Конт. информация: mannanov@gmail.com
  • Аннотация: В дорожной деятельности успешно применяются технологии компьютерного зрения при решении различных задач: при проведении диагностики автомобильных дорог, в работе комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, при учете интенсивности движения транспортных или пешеходных потоков. В статье описаны возможные подходы по решению некоторых из перечисленных типовых задач с применением свободно распространяемого программного обеспечения, приводится перечень устоявшихся в профессиональном сообществе терминов и определений.
  • Ключевые слова: машинное обучение, компьютерное зрение, диагностика автомобильных дорог.
  • УДК: 625.7/.8:004.93
  • Файл: Загрузить

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ СИСТЕМ МОБИЛЬНОГО ЛАЗЕРНОГО СКАНИРОВАНИЯ И ПЕРЕДВИЖНЫХ ДОРОЖНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ

  • Д-р экон. наук В.П. Миронюк,
    канд. техн. наук Р.А. Еремин,
    инженер А.О. Кузнецов
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»)
    Конт. информация: mironyuk@rosdornii.ru;
    r.eremin@rosdornii.ru;
    kuznetsov@rosdornii.ru
  • Аннотация: В статье представлены результаты проведения сопоставительных испытаний систем мобильного лазерного сканирования и передвижных дорожных лабораторий. Основными задачами данных испытаний являлись оценка точности определения пространственного положения объектов как по облаку точек лазерного сканирования, так и фото- и видеоизображениям, записанным соответственно системами мобильного лазерного сканирования и передвижными дорожными лабораториями, а также оценка точности определения параметров геометрических элементов автомобильной дороги и продольной ровности дорожного покрытия.
  • Ключевые слова: автомобильные дороги, мобильное лазерное сканирование, диагностика, дорожная лаборатория, пространственные данные, цифровая модель.
  • УДК: 625.7
  • Файл: Загрузить

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕФЛЕКТОМЕТРА ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОЧНОСТИ НЕЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД

  • Д-р техн. наук, профессор О.А. Красиков
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»),
    канд. техн. наук, профессор И.Н. Косенко
    (КазАДИ, г. Алма-Ата)
    Конт. информация: krasikov@rosdornii.ru
  • Аннотация: Представлены методические положения по обработке данных, полученных при оценке прочности нежестких дорожных одежд дефлектометром. Акцентируется внимание на необходимость расчета фактического модуля упругости для оценки прочности дорожной одежды по данным дефлектометра. Представлены соответству- ющие формулы. Рассмотрены четыре вида коэффициентов прочно- сти, используемых на стадии проектирования нежестких дорожных одежд, на стадии строительства и в период гарантийного срока службы, на стадии эксплуатации и при ограниченной исходной информации.
  • Ключевые слова: дефлектометр, оценка прочности, нежесткие дорожные одежды, модуль упругости, четыре вида коэффициентов прочности.
  • УДК: 625.765
  • Файл: Загрузить

О РАБОТЕ СТАЛЬНЫХ СВАЙ ИНТЕГРАЛЬНЫХ УСТОЕВ МОСТОВ

  • Канд. техн. наук В.И. Попов
    (Московский автомобильно-дорожный
    технический университет (МАДИ))
    Конт. информация: +7 (925) 010-10-97;
    vpopov@stpr.ru
  • Аннотация: Рассмотрены вопросы работы стальных свай в интегральных устоях мостов при циклических воздействиях температуры в песчаных насыпях и сложенных из EPS-блоков. Показано, что стальные сваи трубчатого сечения обеспечивают работу сооружения без усталостных повреждений в течение всего срока его эксплуатации. Улучшению работы стальных свай интегральных устоев способствуют местные усиления в месте сопряжений их с телом устоя. Кроме того, установлено, что применение в насыпи подхода EPS- блоков позволяет уменьшить боковое давление на сваи и снизить перемещения и изгибающие моменты в их сечениях.
  • Ключевые слова: мост, интегральный устой, температурный перепад, давление грунта, пенополистирол, перемещения, изгибающие моменты.
  • УДК: 624.21:625.7/.8
  • Файл: Загрузить

ИСПЫТАНИЯ МОСТА ИЗ АЛЮМИНИЕВОГО СПЛАВА 1915Т

  • Д-р техн. наук, профессор А.В. Коргин,
    инженер В.А. Романец,
    научный сотрудник В.А. Ермаков,
    научный сотрудник Л.З. Зейд Килани
    (Национальный исследовательский московский
    государственный строительный университет (НИУ МГСУ))
    Конт. информация: Korguine@mgsu.ru;
    RomanetsVA@mgsu.ru;
    Ermakov@mgsu.ru;
    ZeydkilaniLZ@mgsu.ru
  • Аннотация: В статье рассмотрены вопросы натурных статических и усталост- ных испытаний полномасштабной модели пешеходного моста из алюминиевого сплава 1915Т в рамках разработки Свода правил по проектированию мостов из алюминиевых сплавов. В ходе исследо- вания с помощью компьютерного моделирования и ручного рас- чета были определены места наиболее нагруженных элементов конструкции и предельное количество циклов до образования тре- щины в узле моста. Подробно описана модель, схемы нагружения и места установки измерительного оборудования. Приведены ра- нее полученные результаты испытаний образцов на растяжение и усталость, которые необходимы для правильного моделирования работы конструкции и прогнозирования момента начала роста тре- щины. Проведена оценка сходимости результатов теоретических и экспериментальных исследований.
  • Ключевые слова: мосты из алюминиевых сплавов, статические испытания, усталост- ные испытания, нагружение, напряженно-деформированное состо- яние, образование трещины.
  • УДК: 624.21/.8:691.771
  • Файл: Загрузить

ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ДЕФОРМАЦИОННЫХ ШВОВ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ

  • Заместитель технического директора
    по новым технологиям,
    соискатель А.М. Исаков
    (ООО «БИТУМ»),
    канд. хим. наук Д.Ю. Небратенко
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»)
    Конт. информация: nebratenko@rosdornii.ru
  • Аннотация: В статье рассматривается способ повышения надежности деформа- ционных швов мостовых сооружений. Описаны подходы к форми- рованию адгезионных соединений и рассмотрены особенности их работы.
  • Ключевые слова: асфальтобетонные покрытия, открытые деформационные швы, за- крытые деформационные швы, бетон, адгезионные соединения.
  • УДК: 665.775.4:678.766.2:625.745.12
  • Файл: Загрузить

СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ МОСТОВЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕТОНОВ, УСТОЙЧИВЫХ К КАРБОНИЗАЦИИ

  • Д-р техн. наук, профессор В.К. Козлова,
    канд. техн. наук А.В. Вольф
    (Алтайский государственный технический
    университет им. И.И. Ползунова),
    инженер В.О. Мотуз,
    инженер Е.В. Строганов,
    инженер А.В. Кастюрин
    (КГКУ «Алтайавтодор»)
    Конт. информация: volf.anna@mail.ru
  • Аннотация: В статье приведены результаты исследования методами дифферен- циально-термического и термогравиметрического анализов. Полу- ченные данные свидетельствуют о значительных масштабах угле- кислотной коррозии цементного камня в процессе службы бетон- ных конструкций. Показано, что процесс карбонизации цементного камня и бетонов сопровождается усадочными деформациями. Ве- личина карбонизационной усадки цементного камня составляет 2,5 мм/м. Введение в состав портландцемента минеральных и химиче- ских добавок приводит к значительному снижению карбонизаци- онной усадки цементного камня – до 0,5 мм/м и уменьшению об- щих усадочных деформаций до 0,65 мм/м. Введение в состав бе- тонной смеси комплексных карбонатсодержащих добавок в коли- честве 50-80 кг/м3 вместо части песка способствует снижению уса- дочных деформаций бетонов: влажностная усадка составляет 0,15 мм/м, карбонизационная усадка – 0,32 мм/м.
  • Ключевые слова: мостовые конструкции, бетон, бетонная смесь, портландцемент, долговечность, углекислотная коррозия.
  • УДК: 69.059.4
  • Файл: Загрузить

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

  • Д-р техн. наук, профессор В.Д. Кондратьев
    (Московский автомобильно-дорожный
    государственный технический
    университет (МАДИ))
    Конт. информация: k-051310@mail.ru
  • Аннотация: Статья посвящена вопросам развития работ по повышению без- опасности дорожного движения в мире и в России. Отмечается ак- тивная роль ООН и ВОЗ. Подчеркивается, что в течение 2011-2020 гг. в мире реализовывались мероприятия на основе провозглашен- ного Генеральной Ассамблеей ООН Десятилетия действий по обес- печению безопасности дорожного движения. Указывается цель по снижению смертности в результате ДТП к 2030 г. Оценивается си- туация с безопасностью дорожного движения в России.
  • Ключевые слова: безопасность дорожного движения, Десятилетие действий по обес- печению безопасности дорожного движения, дорожно-транспорт- ное происшествие, Всемирные министерские конференции по без- опасности дорожного движения, факторы риска.
  • УДК: 656.13
  • Файл: Загрузить

РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МЕТОДОМ ВЫГОД И ЗАТРАТ

  • Канд. техн. наук А.Л. Рыбин
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»),
    д-р техн. наук, профессор В.А. Кретов
    (Российский университет транспорта (МИИТ))
    Конт. информация: Rybin@rosdornii.ru
  • Аннотация: В статье приведены данные по оценке эффективности мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, полученные методом выгод и затрат.
  • Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, безопасность дорожного движения, мероприятия, эффективность работ, метод выгод и затрат.
  • УДК: 351.811.003.13:656.11.001.25
  • Файл: Загрузить

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ВИДИМОСТИ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ СВЕТОФОРНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

  • Канд. техн. наук С.В. Витолин
    (Волгоградский государственный
    технический университет (ВолгГТУ))
    Конт. информация: +7 (904) 776-54-23;
    vitolinsv@mail.ru
  • Аннотация: Статья касается исследования, целью которого была разработка ре- комендаций для повышения безопасности дорожного движения на регулируемых перекрестках автомобильных дорог за счет улучше- ния условий видимости. В ходе исследования был выполнен анализ российского и зарубежного опыта оценки и повышения условий видимости на регулируемых перекрестках, наряду с выявлением связи аварийности с дорожно-транспортными условиями. Рассмот- рены результаты данной работы, в частности классификация фак- торов, влияющих на видимость на регулируемом перекрестке, а также рекомендации для улучшений условий видимости.
  • Ключевые слова: безопасность дорожного движения, улично-дорожная сеть, аварий- ность, регулируемый перекресток, видимость.
  • УДК: 656.13:656.11
  • Файл: Загрузить

О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ УЩЕРБА ОТ ДТП

  • Канд. техн. наук А.Л. Рыбин
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»)
    Конт. информация: Rybin@rosdornii.ru
  • Аннотация: Приводятся данные исследования по оценке социально-экономиче- ского ущерба от ДТП в России.
  • Ключевые слова: автомобильные дороги, дорожно-транспортные происшествия (ДТП), ущерб, оценка, мероприятия.
  • УДК: 351.811.003.13:656.11.001.25
  • Файл: Загрузить

ПОДГОТОВКА АСФАЛЬТОВОГО ГРАНУЛЯТА ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ

  • Д-р техн. наук, профессор А.П. Лупанов,
    канд. техн. наук, профессор В.В. Силкин
    (Московский автомобильно-дорожный
    государственный технический университет (МАДИ)),
    канд. техн. наук А.С. Суханов,
    инженер А.В. Силкин
    (АО «АБЗ КАПОТНЯ»),
    инженер Д.Ю. Карелин
    (ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис»)
    Конт. информация: alesilkin@yandex.ru
  • Аннотация: В статье рассмотрены вопросы подготовки асфальтового гранулята для эффективного использования при приготовлении асфальтобе- тонных смесей на асфальтобетонном заводе (АБЗ). Приведены ре- зультаты исследований по выбору способов дробления асфальто- вого гранулята с учетом специфики свойств этого материала. Пред- ложены практические мероприятия по повышению эффективности использования гранулята на АБЗ за счет уменьшения влажности в процессе хранения.
  • Ключевые слова: асфальтобетонный завод (АБЗ), асфальтобетонные смеси, асфаль- товый гранулят, гранулятор, дробилка, влажность гранулята.
  • УДК: 625.855.3-026.772
  • Файл: Загрузить

НАНОМОДИФИЦИРОВАННЫЕ МЕДЛЕННОТВЕРДЕЮЩИЕ ДОРОЖНЫЕ БЕТОНЫ ДЛЯ ДОЛГОВЕЧНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

  • Д-р техн. наук, проф. Б.А. Асматулаев,
    канд. техн. наук Р.Б. Асматулаев,
    докторант Н.Б. Асматулаев,
    инженер А.Е. Ошанов,
    инженер Р.А. Мазгутов,
    (ТОО КазНИиПИ «Дортранс», Казахстан)
    Конт. информация: boris-aisa@mail.ru;
    ruslan_asmatulayev@mail.ru;
    activ-cz@mail.ru;
    almazoshanov@mail.ru;
    mazgutov_r@mail.ru
  • Аннотация: В начале нынешнего столетия выдвинуты новые требования для долговечных дорожных одежд по современным концепциям США и ЕС. В статье рассмотрены основные экспериментальные и практические исследования «самовосставливающихся дорожных бетонов», которые впервые разработаны в Казахстане и соответствуют этим требованиям. Долговечность дорожных бетонов обосновыва ется результатами физико-химических исследований структуры белитового цементного камня и физико-механических испытаний различных составов бетонов и кернов с дорог. Прочность бетонов продолжает упрочняться в течение более 40 лет. Предполагается, что найден путь к долговечным «римским бетонам».
  • Ключевые слова: долговечность, дорожные бетоны, физико-химические исследова- ния, цементный камень, структура, физико-механические испытания, прочность.
  • УДК: 624.139
  • Файл: Загрузить

ОПЫТ СОВМЕСТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРЕМНЕЗЕМА И ЛАТЕКСА В БЕТОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ

  • Соискатель К.Н. Пуценко
    (Иркутский национальный исследовательский
    технический университет)
    Конт. информация: Putsenko_kseniya@mail.ru;
    8 (904) 131-56-13
  • Аннотация: В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в разработке новых видов бетона является комплексное использо- вание побочных продуктов промышленного производства и ла- текса. Целями статьи являются анализ опыта применения кремне- зема и латекса в бетонном строительстве и представление резуль- татов научно-исследовательской работы по разработке мелкозер- нистого бетона, модифицированного ультрадисперсной добавкой – кремнеземом и латексом.
  • Ключевые слова: кремнезем, цементобетон, бетон, мелкозернистый бетон, латекс, строительство, автомобильные дороги.
  • УДК: 625.8:691.342
  • Файл: Загрузить

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДЕЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ЛИНЕЙНОСТИ АСФАЛЬТОБЕТОНА С ПРЕДЕЛЬНЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ СДВИГА БИТУМА

  • Д-р. техн. наук, профессор В.А. Золотарев
    (Харьковский национальный
    автомобильно-дорожный университет)
    Конт. информация: kafedradsm@gmail.com
  • Аннотация: Реологическое поведение асфальтобетона в значительной степени обусловлено температурно-временными особенностями поведения битумного вяжущего. В зависимости от уровня загружения асфаль- тобетоны деформируются как линейные или нелинейные вязко- упругие тела. Переход к нелинейному деформированию оценивают по предельным деформациям и напряжениям, выше которых прямо пропорциональная взаимосвязь между ними нарушается. В статье показано, что предельные напряжения линейности гораздо более чувствительны к деформированию, чем предельные деформации линейности. В соответствии с этим для оценки влияния битумных вяжущих на переход асфальтобетона к нелинейному деформированию приняты предельные напряжения сдвига битумов, отвечающие выходу их на стационарное течение, или их когезия. Показана прямолинейная за- висимость между предельными напряжениями линейности асфаль- тобетона и предельными напряжениями сдвигу битумных вяжущих.
  • Ключевые слова: битумные вяжущие, пенетрация, асфальтобетон, линейное вязко- упругое поведение; предельное напряжение линейности, предель- ное напряжение сдвига.
  • УДК: 625.855.3:665.775
  • Файл: Загрузить

КОМПЛЕКСНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ СОСТАВОВ БЕТОННЫХ СМЕСЕЙ ДЛЯ ТЯЖЕЛОГО БЕТОНА

  • Канд. физ.-мат. наук Р.О. Резаев
    (Институт исследований твердого тела и
    материалов им. Лейбница (IFW), Дрезден),
    инженер А.А. Дмитриев
    (ООО «Инновационные композитные материалы»),
    инженер Н.А. Бородуля
    (Томский политехнический университет),
    инженер И.В. Степанюга
    (ООО «Полипласт Новомосковск»),
    канд. техн. наук Б.П. Кутько
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»)
    Конт. информация: kutko@rosdornii.ru
  • Аннотация: Предлагается метод комплексной оптимизации состава бетона на основе линейной теории плотности упаковки, толщины обмазки и процедуры визуализации реологических свойств бетонных смесей и прочности бетона в зависимости от расхода компонентов. В рас- сматриваемую концепцию включены экономические показатели. Расчетная база метода апробирована как на известных ранее экспе- риментальных результатах, так и на авторских. Область примене- ния метода комплексной оптимизации охватывает как жесткие, так и подвижные бетонные смеси, с произвольной гранулометрией и разным количеством заполнителей. Ключевые параметры оптими- зации (водоцементное отношение, соотношение заполнителей, воз- духововлечение и др.) имеют прозрачный технологический смысл.
  • Ключевые слова: плотность упаковки, оптимизация рецептур бетонных смесей, тол- щина обмазки зерен, математическое моделирование.
  • УДК: 691.3:519.6
  • Файл: Загрузить