РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ В КИТАЕ
Канд. экон. наук С.Л. Сазонов,
аспирант Чэнь Сяо (КНР)
(Центр экономических и социальных исследований
Китая Института Дальнего Востока РАН (ИДВ РАН))
Конт. информация: sazonovch@mail.ru; xiaoxiao2016@yandex.ru
Аннотация:Рассмотрен вопрос развития сети высокоскоростных автомобильных дорог в Китае. Обоснована актуальность создания сети таких дорог. Благодаря современным автомагистралям ускоряется конвергенция уровней социально-экономического развития и экономическая интеграция провинций и автономных районов КНР, формируется масштабное региональное пространство. Кроме того, уменьшаются транспортные расходы предприятий всех отраслей экономики и, наряду с увеличением скорости движения автомобилей, возрастает грузооборот, повышается транспортная мобильность, сокращается необходимость в излишних складских запасах. В результате повышается производительность труда, возрастает конкурентоспособность местных производителей, обеспечивается их выход на ранее недоступные региональные рынки.
Ключевые слова:Китай, высокоскоростные автомобильные дороги, дорожное строительство, инвестиции, дефицит местных бюджетов, мультипликативный эффект.
Д-р техн. наук В.А. Николаев
(Ярославский технический университет)
Конт. информация: Nikolaev53@inbox.ru
Аннотация:Предложена методика расчета скорости агрегата с прямоточным роторным рыхлителем, предназначенным для устройства кювета автомобильной дороги при ее строительстве.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ДОРОЖНЫХ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ
Д-р техн. наук А.В. Руденский
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: ruda0704@yandex.ru
Аннотация:В статье рассмотрены вопросы совершенствования системы технических требований к дорожным асфальтобетонам и битумам, а также к принципам расчета дорожных конструкций на устойчивость к основным видам повреждений, возникающим в процессе эксплуатации.
НАТУРНОЕ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ЭЛЕМЕНТОВ ОБУСТРОЙСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ПРИ ИХ ЗИМНЕМ СОДЕРЖАНИИ
Д-р техн. наук, профессор А.В. Кочетков,
канд. техн. наук, доцент Л.В. Янковский,
д-р техн. наук, профессор М.Г. Бояршинов
(Пермский национальный исследовательский
политехнический университет),
канд. техн. наук, доцент Н.В. Щеголева
(Саратовский государственный технический
университет имени Гагарина Ю.А.),
канд. техн. наук И.Г. Шашков
(Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил
«Военно-воздушная академия
имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»)
Конт. информация: soni.81@mail.ru
Аннотация:Аэродинамические испытания для определения оптимальных геометрических параметров автомобильных дорог и их элементов обустройства на основе аэродинамического моделирования проводятся с целью оценки их снегозаносимости. Предметом исследования при проведении аэродинамического эксперимента была выемка с ограждающим ее снегопередувающим экраном. Эксперимент проводился в Учебной лаборатории вычислительного эксперимента в механике кафедры МиКМ Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Впервые разработана методика совместного проведения математического и натурного аэродинамического моделирования размещения экранов и процессов их взаимодействия с ветровыми метелевыми потоками снегопереноса при зимнем содержании автомобильных дорог общего пользования. Результаты эксперимента рекомендуются для теоретического и практического применения и дальнейшего совершенствования в теоретическом обеспечении и практики зимнего содержания автомобильных дорог общего пользования.
Канд. техн. наук Н.А. Лушников,
канд. техн. наук П.А. Лушников
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: lab@rosdornii.ru
Аннотация:В статье рассмотрены некоторые проблемные вопросы, касающиеся выбора параметров участков автомобильных дорог, используемых для оценки точности профилометров.
Ключевые слова:эталонный участок, нивелирование, микропрофиль, профилометр, спектральная плотность, амплитудно-частотная характеристика.
Аннотация:В статье дано обоснование целесообразности измерения толщины слоев дорожной одежды георадиолокационными методами. Рассмотрены основные положения разработанного ФАУ «РОСДОРНИИ» ГОСТ Р 58349-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоев дорожной одежды». Приведены метрологические и технические требования к георадиолокационному оборудованию, методика измерений толщины слоев дорожной одежды.
МЕЖРЕМОНТНЫЕ СРОКИ СЛУЖБЫ НЕЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД И ПОКРЫТИЙ
Д-р техн. наук О.А. Красиков
(ФАУ «РОСДОРНИИ»),
канд. техн. наук И.Н. Косенко
(Казахская автомобильно-дорожная академия
им. Л.Б. Гончарова (КазАДИ))
Конт. информация: krasikov@rosdornii.ru
Аннотация:На основе критериев обеспечения заданного коэффициента прочности нежестких дорожных одежд получены формулы для расчета их дифференцированных межремонтных сроков службы. Для расчета требуемых модулей упругости нежестких дорожных одежд рекомендованы межремонтные сроки службы: от 14 до 20 лет – для капитальных типов дорожных одежд; от 9 до 16 лет – для облегченных одежд; от 6 до 10 лет – для переходных одежд. Акцентировано внимание на то, что принятое сегодня равенство межремонтных сроков службы для всех типов нежестких дорожных одежд для І – IV категорий дорог носит дискуссионный характер, хотя бы из тех соображений, что одежда облегченного типа не может быть такой же долговечной как одежда капитального типа, а переходный тип предназначен на переходный период, который не может длиться 24 года. Это также следует из методических положений по расчету нежестких дорожных одежд с разными уровнями надежности, коэффициентами запаса прочности, требуемыми модулями упругости, применяемыми материалами в конструктивных слоях для различных типов нежестких дорожных одежд. Сделан вывод о том, что принятые межремонтные сроки службы дорожных одежд и покрытий требуют дополнительного обоснования и корректировки.
Ключевые слова:типы нежестких дорожных одежд, усредненные и дифференцированные межремонтные сроки службы, формулы для расчета, коэффициенты прочности, требуемые модули упругости, уровень надежности, оценка обоснованности принятых межремонтных сроков службы.
Аннотация:Статья касается выполнения расчета сталежелезобетонного пролетного строения моста методом конечных элементов с учетом податливости стыка железобетонной плиты c верхним поясом стальной балки. Разработаны алгоритмы расчета поперечных сечений без допущений об абсолютной жесткости поперечного сечения, т.е. в обход гипотезы плоских сечений, что повышает точность определения напряжений в различных элементах пролетного строения. Анализ расчетной схемы при расчете на равномерно-распределенную нагрузку от собственного веса показал, что учет податливости соединения приводит к значительному перераспределению усилий между железобетонной плитой и верхним поясом стальной балки.
Ключевые слова:сталежелезобетонные мосты, напряженно-деформированное состояние мостовых конструкций.
К ВОПРОСУ О МИГРАЦИИ ДТП В МЕСТАХ ИХ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Канд. техн. наук А.Л. Рыбин
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: Rybin@rosdornii.ru
Аннотация:В статье обсуждаются вопросы миграции ДТП и эффективно-сти мероприятий по повышению безопасности дорожного движения с учетом зоны их влияния на участки улично-дорожной сети.
Ключевые слова:миграция дорожно-транспортных происшествий (ДТП), эффективность мероприятий, участок дороги.
СВЕТОФОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Канд. техн. наук С.В. Витолин
(Волгоградский государственный
технический университет)
Конт. информация: vitolinsv@mail.ru
Аннотация:В статье определены значение и критерии безопасности дорожного движения для регулируемого перекрестка. Регулируемые перекрестки являются наиболее выраженными местами концентрации ДТП на улично-дорожной сети г. Волгограда. Безопасность дорожного движения является определяющим потребительским свойством регулируемого перекрестка. Предложены методология оценки и повышения безопасности дорожного движения на регулируемом перекрестке и классификация критериев безопасности дорожного движения, которая включает: сигнально-технические, конструктивно-геометрические и статистические критерии. Безопасность дорожного движения на регулируемом перекрестке определяют условия видимости и оценка возможности проезда регулируемого перекрестка. Условия видимости должны сигнально-технически компенсироваться устройством бесконфликтного пропуска транспортных и пешеходных потоков, а также длительностью промежуточных тактов в цикле регулирования. Увеличение длительности промежуточных тактов приводит к повышению безопасности дорожного движения, но при этом снижается практическая пропускная способность транспортных потоков.
СТРАТЕГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ
Д-р техн. наук В.Д. Кондратьев
(Московский автомобильно-дорожный
государственный технический университет (МАДИ)),
д-р техн. наук А.И. Куприянов
(Московский авиационный институт
(национальный исследовательский университет)),
д-р техн. наук А.В. Щепкин
(Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН),
инженер А.Ю. Чудинов,
инженер Е.О. Павлюкевич
(АО «АКГ «РБС»)
Конт. информация: k-051310@mail.ru; aik@mai.ru; av_shch@mail.ru; Choodinov@rbsys.ru; PavlyukevichEO@rbsys.ru
Аннотация:Обосновывается актуальность использования сценарного подхода при формировании стратегии в области безопасности дорожного движения на среднесрочную перспективу с целью выявления приоритетных направлений деятельности и системы соответствующих мероприятий. Рассматриваются прогрессивный и инерционный сценарии с учетом развития социально-экономической обстановки в России для случая, когда внешняя среда формирует ситуацию, при которой с каждым годом будет неуклонно увеличиваться количество ДТП и лиц, погибших в результате ДТП
Ключевые слова:безопасность дорожного движения, стратегия, прогнозная модель, сценарии развития.
ИЗМЕРЕНИЕ РАССТОЯНИЯ ВИДИМОСТИ АВТОМОБИЛЯ В УСЛОВИЯХ МОРОЗНОГО ТУМАНА НА УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ В Г. ЯКУТСКЕ
Аспирант Н.М. Макаров
(Московский автомобильно-дорожный
государственный технический университет (МАДИ))
Конт. информация: mak01@mail.ru
Аннотация:В статье рассмотрена проблема недостаточной видимости в зимнее время на улично-дорожной сети в г. Якутске, изложены причины данного явления. Сообщается о способах измерения расстояния видимости на аэродромах и автомобильных дорогах. Приведена полученная зависимость между температурой воздуха и расстоянием видимости.
Ключевые слова:безопасность дорожного движения, морозный туман, расстояние видимости, интенсивность движения.
ИНДЕКС РЕЛАКСАЦИОННОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ АСФАЛЬТОБЕТОНА
Д-р техн. наук В.А. Золотарев
(Харьковский национальный
автомобильно-дорожный университет (ХНАДУ))
Конт. информация: kafedradsm@gmail.com
Аннотация:В статье рассмотрены процессы деформирования асфальтобетона. Приведены обобщенные температурно-временные (частотные) зависимости. Предложен индекс релаксационной чувствительности, раскрывающий механизм деформирования в широком временном диапазоне. Показана его чувствительность к скорости деформирования и температуре. Установлена зависимость температуры механического стеклования асфальтобетона от частоты и времени деформирования.
Ключевые слова:модуль упругости, частота, температура, время релаксации, изгиб, сдвиг, температура стеклования.
ОЦЕНКА СОПРОТИВЛЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОНА ПЛАСТИЧЕСКОМУ КОЛЕЕОБРАЗОВАНИЮ
Канд. техн. наук Г.С. Бахрах
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: bakhrakh35@mail.ru
Аннотация:Рассмотрено современное состояние методов оценки сопротивления асфальтобетона колееобразованию. Приведены результаты оценки усовершенствованного метода испытания, предложенного в США.
ВЛИЯНИЕ ИНТЕРВАЛА ПЛАСТИЧНОСТИ БИТУМА НА ТЕРМОСТАБИЛЬНОСТЬ АСФАЛЬТОБЕТОНОВ
Канд. техн. наук В.Е. Копылов,
канд. техн. наук О.Н. Буренина
(Институт проблем нефти и газа СО РАН)
Конт. информация: kopvic@gmail.com; bon.ipng@mail.ru
Аннотация:В статье представлены результаты исследований рабочего температурного интервала битума в смеси с различными минеральными порошками и его влияние на термостабильность асфальтобетонов. Установлено, что применение минеральных порошков из природного цеолита позволяет расширить рабочий температурный интервал вяжущего, и, как следствие, повысить термостабильность асфальтобетонов.
Ключевые слова:температура размягчения, температура хрупкости, рабочий температурный интервал, асфальтобетон, термостабильность.
ВЛИЯНИЕ ПОРОШКООБРАЗНЫХ ДОБАВОК НА ПРОЧНОСТЬ АСФАЛЬТОГРАНУЛОБЕТОНА
Канд. техн. наук Г.С. Бахрах (ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: bakhrakh@rosdornii.ru
Аннотация:Рассмотрены результаты проведенного в США исследования влияния порошкообразных добавок на прочность асфальтогранулобетона в сухом и влажном состояниях. Приводится интерпретация полученных результатов с учетом данных автора настоящей статьи. Показано, что результаты исследований подтверждают правильность подхода при разработке соответствующего отечественного нормативного документа.
ПРИМЕНЕНИЕ ОТХОДОВ МЯГКОЙ КРОВЛИ В ЛИТЫХ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЯХ
Д-р техн. наук А.П. Лупанов
(АО «АБЗ КАПОТНЯ»),
канд. техн. наук А.С. Суханов
(ООО «Дорэксперт»),
главный инженер В.А. Лупанов
(ОАО «АСДОР»),
канд. техн. наук В.В. Силкин,
аспирант И.О. Козиков
(Московский автомобильно-дорожный
государственный технический университет (МАДИ))
Конт. информация: dorexpert@yandex.ru
Аннотация:Статья посвящена исследованию влияния отходов мягкой кровли при их использовании на свойства литых асфальтобетонных смесей. Установлено, что введение отходов мягкой кровли в количестве 3,5 % позволило обеспечить получение литого асфальтобетона, отвечающего техническим требованиям. Научная и практическая значимость полученных результатов для дорожной отрасли заключается в обеспечении качества производства литых асфальтобетонных смесей при снижении их стоимости и создании условий для увеличения объемов производства литого асфальтобетона для строительства и ремонта автомобильных дорог.
Аннотация:В статье дан анализ зарубежного опыта (США) в вопросах проектирования оптимальных составов асфальтобетонных смесей и прогнозирования долговечности асфальтобетонных покрытий с использованием наиболее значимых эксплуатационных характеристик асфальтобетона. Рассмотрены алгоритмы исследований в данном направлении, позволяющие оценить качественные характеристики асфальтобетона в условиях эксплуатации дорожного покрытия.
Аннотация:В статье представлен обзор применения активированных минеральных порошков, полученных разными способами из местного сырья (некарбонатных горных пород), для приготовления асфальтобетонных смесей.
Аннотация:В статье рассмотрены особенности структуры асфальтобетона и основные структурно-реологические параметры, определяющие долговечность асфальтобетонных покрытий. Обоснован термофлуктуационный и фрактальный подход к оценке деформативных и прочностных свойств асфальтобетона.
Ключевые слова:асфальтобетон, состав, структура, прочность, деформативность, термофлуктуационные и фрактальные модели.
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОПРОВОДЯЩЕГО БЕТОНА В КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ГОРОДСКИХ ДОРОГ И УЛИЦ ДЛЯ БОРЬБЫ С ЗИМНЕЙ СКОЛЬЗКОСТЬЮ
Инженер Е.Ю. Подъяпольская
(ФАУ «РОСДОРНИИ»),
канд. техн. наук С.М. Дмитриев,
ассистент В.А. Долженков
(Московский автомобильно-дорожный
государственный технический университет (МАДИ))
Конт. информация: Chepolinka17@mail.ru
Аннотация:В статье рассмотрена возможность применения оригинального решения для предотвращения обледенения покрытий и ускорения зимней уборки городских дорог и улиц путем внедрения в дорожную конструкцию электропроводящего бетона. Приведены результаты исследования физико-механических свойств данного материала, его тепло- и электропроводности.
ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ЗАВОДОВ
Канд. техн. наук В.В. Силкин,
д-р техн. наук А.П. Лупанов,
канд. техн. наук В.В. Рудакова,
студент С.С. Горохов
(Московский автомобильно-дорожный
государственный технический университет (МАДИ)),
инженер А.В. Силкин
(АО «АБЗ КАПОТНЯ»)
Конт. информация: alesilkin@yandex.ru
Аннотация:Определены основные направления обеспечения экологической безопасности при производстве асфальтобетонных смесей на асфальтобетонных заводах. Приведены результаты анализа систем улавливания пыли и очистки газов на асфальтобетонных заводах (АБЗ) дорожного хозяйства. Отмечается, что в целях обеспечения повышающихся экологических требований к АБЗ необходимо совершенствование систем улавливания и очистки газов. Приведены практические рекомендации по снижению выбросов загрязняющих веществ при производстве асфальтобетонных смесей на асфальтобетонных заводах.
РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Канд. техн. наук А.В. Бобков
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: bobkov@rosdornii.ru
Аннотация:Рассмотрены вопросы уменьшения неэффективных затрат и повышения результативности природоохранных мероприятий, совершенствование экологического законодательства применительно к автомобильным дорогам Российской Федерации, в связи с вступившими в силу поправками с 01.01.2019 г. в Федеральном законе «Об охране окружающей среды».
Ключевые слова:охрана окружающей среды при проектировании и строительстве автомобильных дорог, оценка воздействия на окружающую среду, очистные сооружения.
Аннотация:Коллектив ФАУ «РОСДОРНИИ»
скорбит и переживает боль утраты в
связи со смертью известного
ученого, наставника и коллеги,
ЧЕЛОВЕКА с большой буквы,
Мерзликина Александра Ефимовича.
Ушел из жизни крупный ученый,
замечательный человек, истинный
интеллигент.