Аннотация:Сообщается о нормативах финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета, разработанных в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 10 августа 2011 года № Пр-2302. Новые нормативы рассчитаны с учетом увеличения до 12 лет межремонтных сроков эксплуатации автомобильных дорог федерального значения с усовершенствованным типом покрытия при соблюдении требований технических регламентов в части нормативных расчетных нагрузок. Общая концепция разработки нормативов позволяет обеспечить оптимизацию на 5% нормативов денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог в целях исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 10 июля 2015 года № АД-П9-4613. Расчетный экономический эффект от реализации стратегии финансирования по откорректированным нормативам составляет 14 млрд рублей в год.
Ключевые слова:нормативы финансовых затрат, капитальный ремонт, ремонт и содержание, увеличение межремонтных сроков, сеть автомобильных дорог, условия формирования актуализированных нормативов, правила расчета, финансирование
О ФОРМИРОВАНИИ ПРОГРАММЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
Канд. техн. наук А.А. Домницкий
(ФАУ «РОСДОРНИИ»),
канд. техн. наук Р.В. Каргин
(Северо-Кавказский филиал
ФАУ «РОСДОРНИИ»,
Ростовский государственный
университет путей сообщения)
Конт. информация: dom-a-a@rosdornii.ru; kargin-r-v@mail.ru
Аннотация:В статье представлены результаты работ по актуализации нормативно-технической документации в сфере дорожного хозяйства, которые легли в основу Перспективной программы стандартизации в области дорожного хозяйства на период 2018-2022 гг.
Аннотация:Статья посвящена феномену морозного пучения грунта в части касательных напряжений и сил, развивающихся на боковой поверхности фундаментов, возводимых в холодных районах. Сообщается об оценке, выполненной автором статьи, некоторых аспектов возникновения и развития касательных напряжений морозного пучения с целью их расчета. Представлены выражения для определения касательных напряжений морозного пучения на боковой поверхности фундамента.
К ВОПРОСУ УЧЕТА РАСЧЕТНОГО ДАВЛЕНИЯ КОЛЕСА АВТОМОБИЛЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ КОНСТРУКЦИЙ НЕЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
Д-р техн. наук, профессор Е.В. Углова,
инженер О.А. Шило
(Академия строительства и архитектуры
Донского государственного
технического университета (АСА ДГТУ)),
инженер В.В. Акулов
(ДорТрансНИИ ДГТУ)
Конт. информация: uglova.ev@yandex.ru; olga_shilo@bk.ru; marine_25@inbox.ru
Аннотация:Рассмотрен вопрос влияния параметров нагрузки на деформацию дорожных одежд, а также возможность учета изменения давления колеса автомобиля на покрытие от расчетной нагрузки.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПУСТИМЫХ СРЕДНЕКВАДРАТИЧЕСКИХ ОТКЛОНЕНИЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Д-р техн. наук, профессор В.В. Столяров,
канд. техн. наук, доцент Н.В. Щеголева
(Саратовский государственный
технический университет
имени Гагарина Ю.А.)
Конт. информация: shegoleva123@mail.ru
Аннотация:В статье представлены допуски на отклонения радиусов выпуклых и вогнутых кривых, кривых в плане, ширины многополосного покрытия в одном направлении, общей ширины проезжей части при приемке в эксплуатацию.
УЧЕТ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С НИЗКОЙ ИНТЕНСИВНОСТЬЮ ДВИЖЕНИЯ
Д-р техн. наук, профессор А.М. Кулижников
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: kulizhnikov@rosdornii.ru
Аннотация:Рассмотрены особенности подхода к расчету дорожных одежд с низкой интенсивностью движения с учетом зарубежного опыта. Приведена методика расчета дорожных одежд автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения с проверкой на эксплуатационную надежность. Представлен пример проверки дорожной одежды на колееобразование и истирание материала покрытия.
О ТРЕБОВАНИЯХ К РОВНОСТИ ДОРОЖНЫХ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ В ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА
Д-р техн. наук, профессор О.А. Красиков
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: krasikov@rosdornii.ru
Аннотация:В статье рассмотрены вопросы соответствия требований к ровности дорожных покрытий по просветам под трехметровой рейкой требованиям по международному индексу ровности IRI, которые представлены в актуализированной редакции СНиП 3.06.03-85. На основе сопоставительного анализа сделан вывод о том, что нормы ровности по трехметровой рейке не соответствуют нормам по шкале IRI, которые являются более жесткими. Рассмотрена дифференцированная оценка ровности дорожных оснований и покрытий по шкале IRI. Оценка «отлично» отличается от «удовлетворительно» на 22-45%, что можно рассматривать как улучшение начальной ровности в период строительства. Это способствует оптимизации эксплуатационных расходов и увеличению срока службы дорожного покрытия. На основе сравнения норм ровности в период строительства с нормами в период эксплуатации установлена разница между ними, которая составляет 1,1-3,3 м/км. Такой интервал достаточен для обеспечения нормативов межремонтных сроков службы дорожных покрытий.
Ключевые слова:ровность дорожных оснований и покрытий, просветы под трехметровой рейкой, международный индекс ровности IRI, дифференцированная оценка ровности, срок службы дорожного покрытия
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ И ОПЫТ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ИЗ УКАТЫВАЕМЫХ ШЛАКОБЕТОНОВ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ
Д-р техн. наук профессор Б.А. Асматулаев,
канд. техн. наук Р.Б. Асматулаев,
инженер А.Т. Ордабаев,
инженер Р.Р. Езмахунов,
инженер А.Е. Ошанов,
инженер У.Ш. Касымов
(КазНИиПИ «Дортранс»)
Конт. информация: boris-aisa@mail.ru
Аннотация:Вопросам круглогодичного дорожного строительства до сих пор не уделяется достаточного внимания, хотя это позволило бы избежать 5-ти - 7-ми месяцев простоя. В статье приведены результаты исследований технологии зимнего строительства дорог из медленнотвердеющих шлакобетонов. Впервые в Казахстане разработаны и испытаны при строительстве дорог самовосстанавливающиеся дорожные бетоны, которые уже упрочняются в течение 30-40 лет безремонтной эксплуатации дорог. Основными структурообразующими новообразованиями в бетоне в преобладающем количестве являются гелевидные низкоосновные гидросиликаты кальция типа C-S-H, наноразмерных величин, что обеспечивает надежную эксплуатацию дорог без повреждений под воздействием климатических и транспортных нагрузок.
ВЫБОИНЫ НА АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЯХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ. ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ
Д-р техн. наук, профессор А.В. Руденский
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: ruda0704@yandex.ru
Аннотация:В статье рассмотрены пути повышения эксплуатационной долговечности дорожных асфальтобетонных покрытий путем сокращения образования выбоин в процессе эксплуатации. Показано, что эта задача может быть решена совершенствованием технологии производства асфальтобетонных смесей и улучшением системы технических требований к асфальтобетону, обеспечивающих повышение его водостойкости.
Ключевые слова:асфальтобетон, выбоины, повышение водостойкости, совершенствование технологии производства смесей
ТЕХНОЛОГИЯ ГЕОПРОСТРАНСТВЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ГЕОРАДАРНЫХ ДАННЫХ
Канд. техн. наук Р.А. Еремин
(ФАУ «РОСДОРНИИ»),
канд. техн. наук, доцент Ю.А. Сухобок
(Дальневосточный государственный
университет путей сообщения),
аспирант Н.Ю. Рассадкин
(МГТУ им. Н.Э. Баумана)
Конт. информация: +7(967)448-78-75;
+7(967)448-78-75;
+7(977)864-82-91; r.eremin.01@gmail.com; khvyus@gmail.com; battleg@yandex.ru
Аннотация:Приведены результаты обследования и изысканий дорожных одежд автомобильных дорог с помощью новой технологии геопространственного моделирования георадарных данных, которая является симбиозом георадиолокационной и геодезической съемок. Рассмотрены результаты решения задач по оценке толщины слоев дорожной одежды, выявлению участков проседания слоев дорожной одежды и объяснению причин деформации дорожного покрытия. Отличием предлагаемой технологии от похожих решений зарубежных компаний, таких как Roadscanners (Финляндия), IDS (Италия), MALA Geoscience (Швеция) и др., является высокая универсальность и ориентированность на отечественную практику в области дорожного хозяйства Российской Федерации.
Ключевые слова:дороги, искусственные сооружения, дорожная одежда, толщина слоев, георадар, лазерное сканирование, спутниковые системы, 3D модели, системы автоматизированного проектирования, геоинформационные системы
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СНЕГОЗАЩИТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Д-р техн. наук, профессор Т.В. Самодурова,
канд. техн. наук, доцент О.В. Гладышева,
канд. техн. наук Ю.В. Бакланов,
канд. техн. наук, доцент Н.Ю. Алимова,
инженер К.В. Панферов
(Воронежский государственный
технический университет)
Конт. информация: samodurova@vgasu.vrn.ru; ov-glad@ya.ru; baklanovmail@mail.ru; natalimowa@ya.ru; kvpan@ya.ru
+7(473)271-52-02
Аннотация:Приведены результаты исследований по определению расчетных параметров метелевой деятельности для 17 областей Центрального федерального округа. По результатам исследований разработан комплект специальных карт, отражающих распределение объемов снегопереноса и снегоприноса по 16 направлениям (румбам) для всей территории Центрального федерального округа. Приведены рекомендации по использованию картографического материала для проектирования снегозащитных мероприятий и пример такого проектирования для участка дороги в Московской области.
Ключевые слова:зимнее содержание дорог, метелевые заносы, параметры метелевой деятельности, карты, снегозащита
Аннотация:В статье представлены результаты исследований, которые показывают, что величина снижения скорости распространения электромагнитной волны в грунтах в талом состоянии, по сравнению с мерзлым, зависит от их влажности. Показано, что эта зависимость аппроксимируется линейной эмпирической формулой, на основе которой предложена методика мониторинга состояния грунтов по данным разносезонных измерений. С целью объективной интерпретации результатов исследований в условиях криолитозоны разработаны признаки для выявления зон повышенной влажности, таликов, участков ослабленных грунтов, пучения и границ миграции грунтовых вод. Возможность разработанной методики показана на примере георадиолокационного обследования автомобильных дорог Якутии.
Аннотация:В статье приводится сопоставление аналитических и численных расчетов фильтрационной консолидации в специальных геотехнических программах ГЕО5 Осадка, Settle3D и Plaxis 2D с известным аналитическим решением Н.А. Цытовича. Если в инженерных программах, реализующих алгоритмы автоматизации аналитических расчетов, сопоставление выполняется прямым способом, то в программах численного моделирования необходимо правильно задать исходные условия и настроить все влияющие параметры для корректного сопоставления.
Ключевые слова:геотехника, численное моделирование, метод конечных элементов (МКЭ), программа Plaxis, консолидация, теория фильтрационной консолидации
СРАВНЕНИЕ ВАРИАНТОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСЕВДОСЦЕПЛЕНИЯ В АРМИРОВАННОМ ГРУНТЕ
Канд. г.-м. наук Е.В. Федоренко
(«МИАКОМ СПб»),
аспирант Фам Дык Тиеп
(Московский автомобильно-
дорожный государственный
технический университет (МАДИ))
Контактная информация: tiepducpham@gmail.com; evgeniy@miakom.ru
Аннотация:В статье рассмотрены два способа определения псевдосцепления, возникающего при добавлении армирующих элементов в несвязные грунты: предложенный А. Видалем (учитывающий только расстояние между армирующими элементами и их прочность) и усовершенствованный, позволяющий дополнительно учесть влияние крупности заполнителя. Произведен анализ каждого из способов, а также, по результатам численного моделирования в программе Plaxis, подтверждено незначительное влияние механических свойств грунта.
Ключевые слова:псевдосцепление, метод конечных элементов (МКЭ), модель упрочняющегося грунта, армогрунтовые сооружения, армированные откосы
АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ОДНОПРОЛЕТНЫХ ПУТЕПРОВОДОВ С ИНТЕГРАЛЬНЫМИ УСТОЯМИ
Канд. техн. наук В.И. Попов,
аспирант Фам Туан Тхань,
аспирант Нгуен Ван Хиен,
аспирант Нгуен Мань Ха
(Московский автомобильно-дорожный
государственный технический университет (МАДИ))
Конт. информация: +7 (925)010-10-97;
+7 (968)475-34-79;
+7 (965)299-80-68;
+7 (963)961-32-06; vpopov@stpr.ru; pthanh_2008@mail.ru; nvhienmadi@gmail.com; manhhamta@gmail.com
Аннотация:В статье приведены результаты анализа теоретических исследований работы однопролетных путепроводов с интегральными устоями с прямым, косым и криволинейным расположением в плане. Рассмотрены случаи применения в интегральных устоях стальных свай Н-образного и трубчатого сечений и показано, что для путепроводов с интегральными устоями трубчатые сваи наиболее предпочтительны. Установлено, что включение в работу путепроводов переходных плит снижает величину изгибающих моментов в сваях и уровень нормальных напряжений в их сечениях. Рекомендовано для косых и криволинейных путепроводов применять заглубленные переходные плиты, а для прямых в плане – поверхностные, образующие с устоем и пролетным строением единую конструкцию.
НЕДОСТАТКИ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ТЕОРИИ РАСЧЕТА НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ВНЕЦЕНТРЕННО СЖАТЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Канд. техн. наук, доцент И.Н. Старишко
(Вологодский государственный университет)
Конт. информация: starishkoi@mail.ru
Аннотация:Приводятся результаты расчетов внецентренно сжатых железобетонных элементов в предельном состоянии по несущей способности с учетом всех возможных напряжений в продольной арматуре площадью от RS до RSC, вызванных разными значениями эксцентриситета е продольной силы N. Методика расчета основана на совместном решении уравнений равновесия продольных сил и внутренних усилий с уравнениями равновесия изгибающих моментов в предельном состоянии по прочности нормальных сечений.
ОБ ОЦЕНКЕ НЕРАВНОМЕРНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА
Канд. техн. наук Н.А Лушников,
канд. техн. наук П.А. Лушников
(ФАУ «РОСДОРНИИ»),
д-р техн. наук В.А Кретов,
канд. техн. наук В.Е. Николаевский
(Российский университет транспорта (МИИТ))
Конт. информация: p.lushnikov@rosdornii.ru
Аннотация:В статье рассмотрены вопросы, связанные с оптимальной скоростью движения транспортного потока. Приведены соотношения для оценки неравномерности скорости и примеры их использования.
Ключевые слова:автомобильная дорога, транспортный поток, скорость движения, коэффициент вариации, плотность транспортного потока
О РЕЗУЛЬТАТАХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Канд. мед. наук Е.Д. Юрасова
(ВОЗ РФ),
д-р техн. наук, профессор В.Д. Кондратьев
(Московский автомобильно-
дорожный государственный
технический университет (МАДИ))
Конт. информация: yarasovae@who.int; k-051310@mail.ru
Аннотация:Международный проект с участием России в области безопасности дорожного движения осуществлялся в двух регионах страны, Липецкой и Ивановской областях, в период с 2010 по 2014 гг. Передовые подходы были применены с целью изменения поведения пользователей дорог в отношении трех основных факторов, влияющих на исход дорожно-транспортных происшествий: скорость движения, использование ремней безопасности и детских удерживающих устройств. Проект включал социальный маркетинг в сочетании с усиленным правоприменением.
Ключевые слова:безопасность дорожного движения, консорциум, глобальный проект, повышение потенциала, мониторинг, правоприменение, факторы риска, социальный маркетинг, консультативный совет
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИДРООКИСЕЙ (ШЛАМОВ) ГАЛЬВАНИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Канд. техн. наук, профессор Н.С. Ковалев
(Воронежский государственный аграрный
университет имени императора Петра I),
ст. преподаватель Е.Н. Отарова
(«ВОЕННЫЙ УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР»
Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия
имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»)
Конт. информация: NSKovalev@mail.ru; ekaterina.otarova@mail.ru
Аннотация:Рассмотрен вопрос утилизации гидроокисей (шламов) с целью защиты окружающей среды и обеспечения работы очистных сооружений в замкнутом цикле. Предлагается применение гидроокисей (шламов) для активации поверхности минеральных материалов асфальтобетонных смесей и для приготовления активированного минерального порошка Модификация минеральных порошков шламами гальванических производств (в количестве 7-12%) путем совместного помола их с известняком способствует повышению качества асфальтобетона, в том числе прочности, тепло- и водостойкости, при снижении расхода битума по сравнению с асфальтобетоном на основе немодифицированного минерального порошка.
ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИАЛОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ РЕМОНТА ДОРОЖНОГО И АЭРОДРОМНОГО ПОКРЫТИЙ
Канд. техн. наук Ф.К. Горбунов
(Институт химии твердого
тела и механохимии СО РАН),
инженер Ю.Н. Шевцов
(ООО НПП «Новасиб»),
канд. техн. наук Л.К. Бердникова
(Институт химии твердого
тела и механохимии СО РАН)
Конт. информация: f1123723@yandex.ru; shewtsow@yandex.ru
Аннотация:Статья касается результатов исследования термодинамических характеристик универсальной заливки дорожной (УЗД) с целью применения при ремонте улично-дорожной сети.
Ключевые слова:автомобильная дорога, дорожное покрытие, климатические воздействия, композиционный материал
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕМНЕЗЕМСОДЕРЖАЩИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ В ПРОИЗВОДСТВЕ АСФАЛЬТОБЕТОНА
Канд. техн. наук, доцент Т.С. Химич,
канд. техн. наук, доцент Е.В. Шаповалова
(Сибирский государственный
автомобильно-дорожный)
университет (СибАДИ))
Конт. информация: himich_ts@mail.ru; shelv62@mail.ru
Аннотация:В статье рассмотрена возможность частичной замены природных сырьевых компонентов в производстве асфальтобетона кремнеземсодержащими промышленными отходами. Это приведет к снижению антропогенной нагрузки на природные системы при сохранении эксплуатационных характеристик строительного материала.
Ключевые слова:кремнеземсодержащие промышленные отходы, асфальтобетон, рациональное природопользование, эксплуатационные свойства
О МЕХАНИЗМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МИКРОДОЛОМИТОВОГО НАПОЛНИТЕЛЯ И НЕФТЕПОЛИМЕРНОЙ СМОЛЫ В МАТЕРИАЛАХ ДЛЯ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ
Д-р техн. наук, профессор А.А. Артеменко
(Саратовский государственный технический
университет имени Гагарина Ю.А.),
инженер В.В. Талалай,
д-р техн. наук, профессор Ю.Э. Васильев
д-р техн. наук, профессор Э.В. Котлярский
(Московский автомобильно-дорожный
государственный технический университет (МАДИ)),
инженер И.Г. Шашков
(Военно-воздушная академия имени профессора
Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж))
Конт. информация: talalay@bk.ru
Аннотация:При разработке рецептуры разметочной полимерной композиции исследовали влияние состава на технологические и эксплуатационные свойства – стойкость к воздействию агрессивных факторов и долговечность. В результате комплексных исследований функциональных и технологических характеристик разметочных композиций на основе нефтеполимерных смол (НПС) доказана эффективность новой методики последовательного регулирования выбранных функциональных и технологических параметров с учетом дорожно-климатических условий применения и эксплуатации. Определены новые функциональные и технологические характеристики остывших расплавов полимерных материалов на основе НПС для дорожной разметки в виде готовых к оперативному применению технологических блоков, что позволяет получать разметочный материал высокой готовности к применению, более гомогенный и некритичный к условиям хранения и транспортировки. Сравнение эксплуатационных характеристик разработанных составов с аналогом на стойкость к воздействию автомобильных колес с различными протекторами (в том числе и шипованными) проводили на полигоне «Карусель-2» МАДИ.