ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВТОРИЧНЫХ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ – ВАЖНЫЙ РЕЗЕРВ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ
Инженер В.А. Марьев,
д-р техн. наук, профессор А.В. Руденский
Конт. информация: ruda0704@yandex.ru
(ООО «НИИМОССТРОЙ»)
Аннотация:Рассмотрены вопросы применения вторичных материальных ресурсов при строительстве и ремонте автомобильных дорог. Приведены данные отечественного и зарубежного опыта по использованию отходов промышленного производства и твердых бытовых отходов в дорожной отрасли. Указаны объемы энергозатрат на производство основных дорожно-строительных материалов и выполнение работ по строительству асфальтобетонных покрытий. Рассмотрены законодательные аспекты стимулирования эффективного применения вторичных материальных ресурсов.
Ключевые слова:ресурсосбережение, строительство автомобильных дорог, вторичные материальные ресурсы, технология переработки, энергозатраты на производстве материалов
ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМАГИСТРАЛЕЙ В КАЗАХСТАНЕ
Д-р техн. наук, профессор Б.А. Асматулаев,
канд. техн. наук Р.Б. Асматулаев,
инженер А.К. Ошанов,
инженер Р.Р. Езмахунов,
инженер Р.А. Мазгутов
(Институт КазНИиПИ «Дортранс»),
д-р техн. наук, профессор В.Н. Шестаков,
д-р техн. наук, профессор А.В. Смирнов,
(СИБАДИ)
Конт. информация: boris-aisa@mail.ru
Аннотация:В статье рассмотрены основные причины по снижению сроков службы покрытий автомобильных дорог. Анализируется работа дорожных конструкций при современных транспортных и климатических нагрузках. Приводятся результаты опыта использования инновационных технологий и материалов в дорожном строительстве Казахстана по итогам выполненных в институте КазНИиПИ «Дортранс» НИОКР. Для увеличения сроков службы дорог рекомендуется использовать высокотехнологичные укатываемые шлакобетоны, шламобетоны и золобетоны, технико-эксплуатационные показатели которых не уступают высокопрочным цементобетонам.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНЫМИ АКТИВАМИ (НА ПРИМЕРЕ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН)
Д-р техн. наук, профессор О.А. Красиков
(ФАУ «РОСДОРНИИ»),
канд. техн. наук, профессор И.Н. Косенко
(КазАДИ, Алматы)
Конт. информация: krasikov@rosdornii.ru
Аннотация:В статье представлен обзор существующих систем управления дорожными активами с выводами о сложностях их практического внедрения. Рассмотрена разработанная система управления дорожными активами для развивающихся стран, в частности для Республики Таджикистан. Система состоит из трех модулей: электронная карта дорог; автоматизированный банк дорожных данных; подсистема планирования ремонтов. Созданная система с разработанной моделью операционной цепи позволяет решать вопросы планирования дорожно-ремонтных работ на сети дорог заданного региона при ограниченных ресурсах и обосновывать стратегию ремонтов на перспективу до 3 лет при различных сценариях финансирования. Система реализована на примере дорог Согдийской области Таджикистана с построением графиков изменения состояния дорог во времени в зависимости от объемов выполнения ремонтных работ при заданных вариантах финансирования. Даны укрупненные предложения к формированию дорожной карты внедрения системы.
Ключевые слова:дорожные активы, системы управления, развивающиеся страны, автоматизированный банк данных, электронная карта дорог, подсистема планирования ремонтов, модель операционной цепи, стратегия дорожно-ремонтных работ на перспективу до 3 лет, варианты финансирования, формирование дорожной карты по внедрению системы
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ДОРОЖНЫХ КАТКОВ И НАЗНАЧЕНИЮ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ПОД УСЛОВИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
Канд. техн. наук, доцент Е.К. Чабуткин,
канд. техн. наук, доцент Н.Е. Тарасова
(Ярославский государственный
технический университет)
Конт. информация: chabutkin-ek@yandex.ru; tarasovane@ystu.ru
Аннотация:При уплотнении любых дорожно-строительных материалов эффективность процесса во многом зависит от правильного выбора катка как по массе, так и по конструктивным особенностям и назначению режимов его работы и, в первую очередь, скоростного режима, с определением требуемого числа проходов по одному следу. Даны некоторые обобщенные рекомендации по выбору катков. Эти рекомендации приведены в виде номограмм и получены в результате обобщения данных для большого количества серийно выпускаемых катков разной массы. При этом возможен и выбор режимов их работы, в частности, рациональных скоростей укатки.
Ключевые слова:каток дорожный, уплотнение, скорость рациональная, число проходов, материалы дорожно-строительные
ТРЕБОВАНИЯ К ДЕФОРМАЦИОННЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ РАБОЧЕГО СЛОЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
Д-р техн. наук, профессор А.М. Кулижников
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация kulizhnikov@rosdornii.ru
Аннотация:В статье дано обоснование целесообразности увеличения прочности грунтов земляного полотна автомобильных дорог. Приведены рекомендуемые минимальные модули упругости грунтов и предельно допустимые упругие деформации на поверхности земляного полотна автомобильных дорог в разных дорожно-климатических зонах.
Аннотация:В статье описываются основанные на излучении и регистрации электромагнитных волн устройства и методы измерения толщины асфальтобетонных и цементобетонных слоев дорожной одежды. В результате анализа возможностей серийного оборудования и экспериментов других исследователей предлагается модель нового устройства для определения толщины асфальтобетона и цементобетона на базе георадарного оборудования.
Ключевые слова:дорожная одежда, измерение, толщина слоя, асфальтобетон, цементобетон, метод общей глубинной точки, георадар
СРОК СЛУЖБЫ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ С ШУНГИТОВЫМ МИНЕРАЛЬНЫМ ПОРОШКОМ
Канд. техн. наук, доцент, профессор Н.С. Ковалев
(Воронежский государственный аграрный
университет имени императора Петра I),
ст. преподаватель Е.Н. Отарова
(«ВОЕННЫЙ УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР»
Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия
имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»)
Конт. информация: NSKovalev@mail.ru; ekaterina.otarova@mail.ru
Аннотация:Асфальтобетон с шунгитовым минеральным порошком является сравнительно новым материалом, и его свойства мало изучены. Авторами проведены исследования циклической усталости такого асфальтобетона в лабораторных условиях с постоянной амплитудой деформаций. На основании полученных результатов спрогнозированы сравнительные сроки службы асфальтобетонных покрытий. Установлено, что прогнозный срок службы асфальтобетона с шунгитовым минеральным порошком на 2-3 года выше, чем у асфальтобетона на известняковом минеральном порошке.
Ключевые слова:усталость асфальтобетона, асфальтобетон с шунгитовым минеральным порошком, прогнозирование сравнительных сроков службы асфальтобетонных покрытий
ПРИМЕНЕНИЕ ИГЛОПРОБИВНЫХ И НИТЕПРОШИВНЫХ БИОМАТОВ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ОТКОСОВ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Канд. с.-х. наук С.И. Костенко,
канд. экон. наук М.Е. Рабинер
(ФГБНУ ВНИИ кормов им. В.Р. Вильямса),
инженер С.Ю. Розов
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: rozov@rosdornii.ru
Аннотация:Для защиты открытого грунта от эрозионных процессов все чаще используются биоматы различных конструкций. Наиболее широко применяются иглопробивные и нитепрошивные биоматы. Главное отличие биоматов от других схожих конструкций заключается в использовании исключительно биоразлагаемых материалов. Проведено сравнение биоматов, изготовленных различными способами для разных целей – рекультивация, задернение обочин и откосов автомобильных дорог, озеленение и т.п.
Ключевые слова:биомат, рекультивация, защита от эрозии, откосы автомобильных дорог
Аннотация:Рассмотрены вопросы, связанные с износом дорожного покрытия шинами автомобилей, оснащенными шипами противоскольжения. Приведены предложения по решению этих вопросов.
Ключевые слова:зимний период, дорожное покрытие, износ, шины автомобиля, шипы противоскольжения
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕПЛОМАССООБМЕНА В ПРОТИВОНАЛЕДНЫХ СООРУЖЕНИЯХ
Инженер Е.В. Шехтман
(ПИИ «Мосжелдорпроект»),
д-р техн. наук Н.П. Сигачев,
канд. техн. наук Я.В. Клочков
(Институт природных ресурсов,
экологии и криологии СО РАН),
инженер З.Б. Дашинимаев
(«Забайкалжелдорпроект»),
инженер Д.А. Григорьев
(АО «Вилюйавтодор»)
Конт. информация: (499) 262-51-10;
(3022) 20-61-97; klochkov.zabirt@mail.ru
Аннотация:Рассмотрен способ безналедного пропуска воды при промерзании подземных водотоков вблизи дорожных сооружений. Приведена математическая модель тепловых процессов в дренажах, заполненных гранулированным пеностеклом. Выполнены теплотехнические расчеты дренажей в различных климатических условиях. Дана оценка способности дренажей пропускать воду в зависимости от расчетных температур зимнего периода.
ВЛИЯНИЕ ТЕПЛОФИЗИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА РАЗРУШЕНИЕ СНЕЖНО-ЛЕДЯНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ
Инженер А.В. Бобков
(ФАУ «РОСДОРНИИ»),
д-р техн. наук А.В. Кочетков
(Пермский национальный
исследовательский политехнический университет),
канд. техн. наук С.П. Аржанухина
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: bobkov@rosdornii.ru; nii_eko@mail.ru; soni.81@mail.ru
Аннотация:При зимнем содержании автомобильных дорог требуется особое внимание дорожных организаций к технологическим особенностям применения противогололедных материалов, с учетом не только их плавящей способности, но и теплофизических характеристик. В статье рассматривается математическая модель распространения тепла от точечного источника теплоты на примере работы хлористого кальция и хлористого натрия. Достоверность математической модели подтверждается проведенными натурными экспериментами.
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА В ПЕРИОД ВОЗМОЖНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗИМНЕЙ СКОЛЬЗКОСТИ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ
Д-р техн. наук, профессор Т.В. Самодурова,
канд. техн. наук Ю.В. Бакланов,
аспирант В.Н. Перегудова
(Воронежский государственный
технический университет)
Конт. информация: +7(473)271-52-02; samodurova@vgasu.vrn.ru; baklanovmail@mail.ru; lapusia2@yandex.ru
Аннотация:Предложена обобщенная классификация и алгоритм моделирования состояния дорожного покрытия в зимний период. Приведены результаты моделирования состояния дорожного покрытия. Исследован температурный режим в период образования скользкости и проведения работ по ее ликвидации. Выявлены параметры законов распределения минимальной температуры для стекловидного льда и снежного наката и рассчитаны вероятности образования скользкости в различных диапазонах температур.
Ключевые слова:автомобильная дорога, классификация зимней скользкости, моделирование состояния покрытия, минимальная температура при образовании скользкости
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИАЛОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ РЕМОНТА ДОРОЖНОГО И АЭРОДРОМНОГО ПОКРЫТИЙ
Канд. техн. наук Ф.К. Горбунов
(Институт химии твердого тела и механохимии
Сибирского отделения РАН),
инженер Ю.Н. Шевцов,
(ООО НПП «Новасиб»)
Контактная информация: f1123723@yandex.ru; shewtsow@yandex.ru
Аннотация:В работе исследована возможность получения универсальной заливки дорожной (УЗД) для ее применения в ремонтных работах на улично-дорожной сети. Использование УЗД вместо или в дополнение к асфальтобетонному или цементобетонному покрытиям позволит увеличить срок службы участка дороги в несколько раз, что приведет к значительному снижению затрат на обслуживание и ремонт автомобильных дорог. Сообщается о полученной УЗД с улучшенными характеристиками относительно асфальтобетона (стойкость к истиранию – от 1,5 до 2,5 раз; водонасыщение – до 1%).
Ключевые слова:автомобильная дорога, дорожное полотно, импортозамещение, композиционный материал
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕФОРМАЦИОННО-ПРОЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ НА МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЯХ
Канд. техн. наук В.П. Волокитин,
канд. техн. наук О.А. Волокитина,
канд. техн. наук А.В. Еремин
(Воронежский государственный
технический университет)
Конт. информация: nova.vp@mail.ru; dixi.o@mail.ru
Аннотация:Представлен метод определения деформационно-прочностных характеристик асфальтобетонных покрытий на мостовых сооружениях, учет которых в процессе строительства и эксплуатации позволит увеличить их срок службы и повысить безопасность движения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА УЧАСТКАХ ДОРОГ С НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫМИ ДОРОЖНЫМИ УСЛОВИЯМИ
Канд. техн. наук. А.Л. Рыбин
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: Rybin@rosdornii.ru
Аннотация:В статье обсуждаются результаты анкетирования экспертов по оценке вероятности совершения ДТП из-за недостатков проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.
Ключевые слова:дорожно-транспортные происшествия (ДТП), причины аварийности, аудит безопасности дорожного движения
СТАРЕНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОНА И НИСХОДЯЩЕЕ РАСТРЕСКИВАНИЕ ВЕРХНЕГО СЛОЯ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ
Канд. техн. наук Г.С. Бахрах
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: bakhrakh35@mail.ru
Аннотация:Рассмотрено явление нисходящего растрескивания верхнего слоя асфальтобетонного покрытия. Проанализированы результаты исследований, выполненных в штате Флорида (США) по данному вопросу. Показано, что это явление обусловлено снижением сопротивления асфальтобетона растягивающим усилиям от движущегося транспорта в результате старения битума в слое и накопления микродефектов. Для оценки степени старения асфальтобетона может быть использован энергетический критерий.
Аннотация:В статье рассмотрено влияние циклического замораживания-оттаивания и последующего отдыха на изменения модулей упругости асфальтобетона. Показана зависимость коэффициента морозостойкости от температурно-временных условий испытания. Обнаружен эффект частичного возвращения модуля к исходным значениям. Высказано предположение об использовании линейного вязко-упругого деформирования в качестве неразрушающего метода определения морозостойкости асфальтобетонов.
Ключевые слова:асфальтобетон, морозостойкость, линейная вязкоупругость, модуль упругости, тепловое восстановление
О ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ ЛАБОРАТОРНЫХ ОБРАЗЦОВ АСФАЛЬТОГРАНУЛОБЕТОНА
Канд. техн. наук Г.С. Бахрах
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: bakhrakh35@mail.ru
Аннотация:Рассмотрено явление пристеночного эффекта, возникающего при формовании асфальтобетонных и асфальтогранулобетонных об-разцов. Показана существенно меньшая прочность при расколе образцов «десяток» по сравнению с образцами-«семерками» во втором случае.
Ключевые слова:асфальтобетон, асфальтогранулобетон, испытание на раскол