Инженер Е.В. Шехтман
(ПИИ «Мосжелдорпроект»),
д-р техн. наук Н.П. Сигачев,
канд. техн. наук Я.В. Клочков
(Институт природных ресурсов,
экологии и криологии СО РАН),
инженер З.Б. Дашинимаев
(«Забайкалжелдорпроект»),
инженер Д.А. Григорьев
(АО «Вилюйавтодор»)
Конт. информация: (499) 262-51-10;
(3022) 20-61-97; klochkov.zabirt@mail.ru
Аннотация:
Рассмотрен способ безналедного пропуска воды при промерзании подземных водотоков вблизи дорожных сооружений. Приведена математическая модель тепловых процессов в дренажах, заполненных гранулированным пеностеклом. Выполнены теплотехнические расчеты дренажей в различных климатических условиях. Дана оценка способности дренажей пропускать воду в зависимости от расчетных температур зимнего периода. Ключевые слова:
безналедный пропуск воды, грунт, пеностекло, дренаж, теплопроводность, теплотехнические расчеты, математическое моделирование УДК:
625.731.3:536.24 Файл статьи:Загрузить
Аннотация:
Рассмотрены вопросы, связанные с износом дорожного покрытия шинами автомобилей, оснащенными шипами противоскольжения. Приведены предложения по решению этих вопросов. Ключевые слова:
зимний период, дорожное покрытие, износ, шины автомобиля, шипы противоскольжения УДК:
625.7.033.373 Файл статьи:Загрузить
Канд. с.-х. наук С.И. Костенко,
канд. экон. наук М.Е. Рабинер
(ФГБНУ ВНИИ кормов им. В.Р. Вильямса),
инженер С.Ю. Розов
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: rozov@rosdornii.ru
Аннотация:
Для защиты открытого грунта от эрозионных процессов все чаще используются биоматы различных конструкций. Наиболее широко применяются иглопробивные и нитепрошивные биоматы. Главное отличие биоматов от других схожих конструкций заключается в использовании исключительно биоразлагаемых материалов. Проведено сравнение биоматов, изготовленных различными способами для разных целей – рекультивация, задернение обочин и откосов автомобильных дорог, озеленение и т.п. Ключевые слова:
биомат, рекультивация, защита от эрозии, откосы автомобильных дорог УДК:
625.76+625.77:625.731.2:502.521:606 Файл статьи:Загрузить
Канд. техн. наук, доцент, профессор Н.С. Ковалев
(Воронежский государственный аграрный
университет имени императора Петра I),
ст. преподаватель Е.Н. Отарова
(«ВОЕННЫЙ УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР»
Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия
имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»)
Конт. информация: NSKovalev@mail.ru; ekaterina.otarova@mail.ru
Аннотация:
Асфальтобетон с шунгитовым минеральным порошком является сравнительно новым материалом, и его свойства мало изучены. Авторами проведены исследования циклической усталости такого асфальтобетона в лабораторных условиях с постоянной амплитудой деформаций. На основании полученных результатов спрогнозированы сравнительные сроки службы асфальтобетонных покрытий. Установлено, что прогнозный срок службы асфальтобетона с шунгитовым минеральным порошком на 2-3 года выше, чем у асфальтобетона на известняковом минеральном порошке. Ключевые слова:
усталость асфальтобетона, асфальтобетон с шунгитовым минеральным порошком, прогнозирование сравнительных сроков службы асфальтобетонных покрытий УДК:
625.855.3 Файл статьи:Загрузить
Аннотация:
В статье описываются основанные на излучении и регистрации электромагнитных волн устройства и методы измерения толщины асфальтобетонных и цементобетонных слоев дорожной одежды. В результате анализа возможностей серийного оборудования и экспериментов других исследователей предлагается модель нового устройства для определения толщины асфальтобетона и цементобетона на базе георадарного оборудования. Ключевые слова:
дорожная одежда, измерение, толщина слоя, асфальтобетон, цементобетон, метод общей глубинной точки, георадар УДК:
625.76.004.58:550.835 Файл статьи:Загрузить
Канд. техн. наук, доцент Е.К. Чабуткин,
канд. техн. наук, доцент Н.Е. Тарасова
(Ярославский государственный
технический университет)
Конт. информация: chabutkin-ek@yandex.ru; tarasovane@ystu.ru
Аннотация:
При уплотнении любых дорожно-строительных материалов эффективность процесса во многом зависит от правильного выбора катка как по массе, так и по конструктивным особенностям и назначению режимов его работы и, в первую очередь, скоростного режима, с определением требуемого числа проходов по одному следу. Даны некоторые обобщенные рекомендации по выбору катков. Эти рекомендации приведены в виде номограмм и получены в результате обобщения данных для большого количества серийно выпускаемых катков разной массы. При этом возможен и выбор режимов их работы, в частности, рациональных скоростей укатки. Ключевые слова:
каток дорожный, уплотнение, скорость рациональная, число проходов, материалы дорожно-строительные УДК:
625.731.2:624.138.22:625.7.084/085:625.8 Файл статьи:Загрузить
Д-р техн. наук, профессор О.А. Красиков
(ФАУ «РОСДОРНИИ»),
канд. техн. наук, профессор И.Н. Косенко
(КазАДИ, Алматы)
Конт. информация: krasikov@rosdornii.ru
Аннотация:
В статье представлен обзор существующих систем управления дорожными активами с выводами о сложностях их практического внедрения. Рассмотрена разработанная система управления дорожными активами для развивающихся стран, в частности для Республики Таджикистан. Система состоит из трех модулей: электронная карта дорог; автоматизированный банк дорожных данных; подсистема планирования ремонтов. Созданная система с разработанной моделью операционной цепи позволяет решать вопросы планирования дорожно-ремонтных работ на сети дорог заданного региона при ограниченных ресурсах и обосновывать стратегию ремонтов на перспективу до 3 лет при различных сценариях финансирования. Система реализована на примере дорог Согдийской области Таджикистана с построением графиков изменения состояния дорог во времени в зависимости от объемов выполнения ремонтных работ при заданных вариантах финансирования. Даны укрупненные предложения к формированию дорожной карты внедрения системы. Ключевые слова:
дорожные активы, системы управления, развивающиеся страны, автоматизированный банк данных, электронная карта дорог, подсистема планирования ремонтов, модель операционной цепи, стратегия дорожно-ремонтных работ на перспективу до 3 лет, варианты финансирования, формирование дорожной карты по внедрению системы УДК:
625.7/.8(575.3) Файл статьи:Загрузить
Д-р техн. наук, профессор Б.А. Асматулаев,
канд. техн. наук Р.Б. Асматулаев,
инженер А.К. Ошанов,
инженер Р.Р. Езмахунов,
инженер Р.А. Мазгутов
(Институт КазНИиПИ «Дортранс»),
д-р техн. наук, профессор В.Н. Шестаков,
д-р техн. наук, профессор А.В. Смирнов,
(СИБАДИ)
Конт. информация: boris-aisa@mail.ru
Аннотация:
В статье рассмотрены основные причины по снижению сроков службы покрытий автомобильных дорог. Анализируется работа дорожных конструкций при современных транспортных и климатических нагрузках. Приводятся результаты опыта использования инновационных технологий и материалов в дорожном строительстве Казахстана по итогам выполненных в институте КазНИиПИ «Дортранс» НИОКР. Для увеличения сроков службы дорог рекомендуется использовать высокотехнологичные укатываемые шлакобетоны, шламобетоны и золобетоны, технико-эксплуатационные показатели которых не уступают высокопрочным цементобетонам. Ключевые слова:
причины деформаций покрытий, нагрузки, монолитные слои, гидравлически активные отходы, стабилизаторы, инновационные материалы УДК:
625.7/.8(574) Файл статьи:Загрузить
Инженер В.А. Марьев,
д-р техн. наук, профессор А.В. Руденский
Конт. информация: ruda0704@yandex.ru
(ООО «НИИМОССТРОЙ»)
Аннотация:
Рассмотрены вопросы применения вторичных материальных ресурсов при строительстве и ремонте автомобильных дорог. Приведены данные отечественного и зарубежного опыта по использованию отходов промышленного производства и твердых бытовых отходов в дорожной отрасли. Указаны объемы энергозатрат на производство основных дорожно-строительных материалов и выполнение работ по строительству асфальтобетонных покрытий. Рассмотрены законодательные аспекты стимулирования эффективного применения вторичных материальных ресурсов. Ключевые слова:
ресурсосбережение, строительство автомобильных дорог, вторичные материальные ресурсы, технология переработки, энергозатраты на производстве материалов УДК:
625.7 Файл статьи:Загрузить
Канд. техн. наук Г.С. Бахрах
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: bakhrakh35@mail.ru
Аннотация:
Рассмотрено явление пристеночного эффекта, возникающего при формовании асфальтобетонных и асфальтогранулобетонных об-разцов. Показана существенно меньшая прочность при расколе образцов «десяток» по сравнению с образцами-«семерками» во втором случае. Ключевые слова:
асфальтобетон, асфальтогранулобетон, испытание на раскол УДК:
625.855.3 Файл статьи:Загрузить
Аннотация:
Проанализирован предварительный национальный стандарт на асфальтобетон. Даны замечания и рекомендации по его улучшению. Ключевые слова:
автомобильные дороги, дорожные асфальтобетонные смеси, асфальтобетон, нормирование, методы испытаний УДК:
625.855.3:691.16:006.3/.8 Файл статьи:Загрузить
Аннотация:
В статье рассмотрено влияние циклического замораживания-оттаивания и последующего отдыха на изменения модулей упругости асфальтобетона. Показана зависимость коэффициента морозостойкости от температурно-временных условий испытания. Обнаружен эффект частичного возвращения модуля к исходным значениям. Высказано предположение об использовании линейного вязко-упругого деформирования в качестве неразрушающего метода определения морозостойкости асфальтобетонов. Ключевые слова:
асфальтобетон, морозостойкость, линейная вязкоупругость, модуль упругости, тепловое восстановление УДК:
625.855.3:539.3:620.192.42 Файл статьи:Загрузить
Канд. техн. наук Г.С. Бахрах
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: bakhrakh35@mail.ru
Аннотация:
Рассмотрено явление нисходящего растрескивания верхнего слоя асфальтобетонного покрытия. Проанализированы результаты исследований, выполненных в штате Флорида (США) по данному вопросу. Показано, что это явление обусловлено снижением сопротивления асфальтобетона растягивающим усилиям от движущегося транспорта в результате старения битума в слое и накопления микродефектов. Для оценки степени старения асфальтобетона может быть использован энергетический критерий. Ключевые слова:
нисходящее растрескивание, старение асфальтобетона, податливость при ползучести, энергетический критерий разрушения УДК:
625.855.3 Файл статьи:Загрузить
Канд. техн. наук. А.Л. Рыбин
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: Rybin@rosdornii.ru
Аннотация:
В статье обсуждаются результаты анкетирования экспертов по оценке вероятности совершения ДТП из-за недостатков проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог. Ключевые слова:
дорожно-транспортные происшествия (ДТП), причины аварийности, аудит безопасности дорожного движения УДК:
625.7:656.13 Файл статьи:Загрузить
Канд. техн. наук В.П. Волокитин,
канд. техн. наук О.А. Волокитина,
канд. техн. наук А.В. Еремин
(Воронежский государственный
технический университет)
Конт. информация: nova.vp@mail.ru; dixi.o@mail.ru
Аннотация:
Представлен метод определения деформационно-прочностных характеристик асфальтобетонных покрытий на мостовых сооружениях, учет которых в процессе строительства и эксплуатации позволит увеличить их срок службы и повысить безопасность движения. Ключевые слова:
мостовое сооружение, покрытие, деформация, прочность, слой, асфальтобетон, сферический штамп УДК:
625.745.12:625.855.3:539.37+539.4 Файл статьи:Загрузить
Канд. техн. наук Ф.К. Горбунов
(Институт химии твердого тела и механохимии
Сибирского отделения РАН),
инженер Ю.Н. Шевцов,
(ООО НПП «Новасиб»)
Контактная информация: f1123723@yandex.ru; shewtsow@yandex.ru
Аннотация:
В работе исследована возможность получения универсальной заливки дорожной (УЗД) для ее применения в ремонтных работах на улично-дорожной сети. Использование УЗД вместо или в дополнение к асфальтобетонному или цементобетонному покрытиям позволит увеличить срок службы участка дороги в несколько раз, что приведет к значительному снижению затрат на обслуживание и ремонт автомобильных дорог. Сообщается о полученной УЗД с улучшенными характеристиками относительно асфальтобетона (стойкость к истиранию – от 1,5 до 2,5 раз; водонасыщение – до 1%). Ключевые слова:
автомобильная дорога, дорожное полотно, импортозамещение, композиционный материал УДК:
625.76 Файл статьи:Загрузить
Д-р техн. наук, профессор А.М. Кулижников
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: kulizhnikov@rosdornii.ru
Аннотация:
Рассмотрены особенности подхода к расчету дорожных одежд с низкой интенсивностью движения с учетом зарубежного опыта. Приведена методика расчета дорожных одежд автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения с проверкой на эксплуатационную надежность. Представлен пример проверки дорожной одежды на колееобразование и истирание материала покрытия. Ключевые слова:
дорожная одежда, автомобильная дорога, низкая интенсивность движения, эксплуатация, колееобразование, истирание, износ, морозное пучение УДК:
625.711.2:625.8 Файл статьи:Загрузить
Д-р техн. наук, профессор В.В. Столяров,
канд. техн. наук, доцент Н.В. Щеголева
(Саратовский государственный
технический университет
имени Гагарина Ю.А.)
Конт. информация: shegoleva123@mail.ru
Аннотация:
В статье представлены допуски на отклонения радиусов выпуклых и вогнутых кривых, кривых в плане, ширины многополосного покрытия в одном направлении, общей ширины проезжей части при приемке в эксплуатацию. Ключевые слова:
допуск, среднеквадратическое отклонение, радиус, выпуклая кривая, вогнутая кривая, кривая в плане, параметр УДК:
519.2:625.7/.8 Файл статьи:Загрузить
Д-р техн. наук, профессор Е.В. Углова,
инженер О.А. Шило
(Академия строительства и архитектуры
Донского государственного
технического университета (АСА ДГТУ)),
инженер В.В. Акулов
(ДорТрансНИИ ДГТУ)
Конт. информация: uglova.ev@yandex.ru; olga_shilo@bk.ru; marine_25@inbox.ru
Аннотация:
Рассмотрен вопрос влияния параметров нагрузки на деформацию дорожных одежд, а также возможность учета изменения давления колеса автомобиля на покрытие от расчетной нагрузки. Ключевые слова:
расчетная транспортная нагрузка, упругий прогиб, расчет конструкций дорожных одежд УДК:
625.7/.8 Файл статьи:Загрузить