38-й выпуск сборника
Раздел I. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ |
|
УДК 625.76:657.471 |
|
О НОВЫХ НОРМАТИВАХ ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТ НА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ, РЕМОНТ И СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ И ПРАВИЛАХ ИХ РАСЧЕТА |
|
Канд. пед. наук Е.А. Латкина, инженер Т.Ф. Матюшенко (ФАУ «РОСДОРНИИ») Конт. информация: matushenko@rosdornii.ru |
|
Аннотация:
|
Сообщается о нормативах финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета, разработанных в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 10 августа 2011 года № Пр-2302. Новые нормативы рассчитаны с учетом увеличения до 12 лет межремонтных сроков эксплуатации автомобильных дорог федерального значения с усовершенствованным типом покрытия при соблюдении требований технических регламентов в части нормативных расчетных нагрузок. Общая концепция разработки нормативов позволяет обеспечить оптимизацию на 5% нормативов денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог в целях исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 10 июля 2015 года № АД-П9-4613. Расчетный экономический эффект от реализации стратегии финансирования по откорректированным нормативам составляет 14 млрд рублей в год. |
Ключевые слова:
|
нормативы финансовых затрат, капитальный ремонт, ремонт и содержание, увеличение межремонтных сроков, сеть автомобильных дорог, условия формирования актуализированных нормативов, правила расчета, финансирование. |
УДК 625.7/.8:006.052 |
|
О ФОРМИРОВАНИИ ПРОГРАММЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА |
|
|
Канд. техн. наук А.А. Домницкий (ФАУ «РОСДОРНИИ»), канд. техн. наук Р.В. Каргин (Северо-Кавказский филиал ФАУ «РОСДОРНИИ», Ростовский государственный университет путей сообщения) Конт. информация: dom-a-a@rosdornii.ru; kargin-r-v@mail.ru |
Аннотация: |
В статье представлены результаты работ по актуализации нормативно-технической документации в сфере дорожного хозяйства, которые легли в основу Перспективной программы стандартизации в области дорожного хозяйства на период 2018-2022 гг.
|
Ключевые слова:
|
дорожное хозяйство, стандартизация, техническое регулирование, национальные стандарты (ГОСТ Р), предварительные национальные стандарты (ПНСТ). |
Раздел II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ |
|
УДК 624.139.22:624.15 |
|
МЕТОДЫ РАСЧЕТА КАСАТЕЛЬНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ МОРОЗНОГО ПУЧЕНИЯ ГРУНТА |
|
|
Инженер О.В. Третьякова (Пермский национальный исследовательский политехнический университет) Конт. информация: olga_wsw@mail.ru |
Аннотация: |
Статья посвящена феномену морозного пучения грунта в части касательных напряжений и сил, развивающихся на боковой поверхности фундаментов, возводимых в холодных районах. Сообщается об оценке, выполненной автором статьи, некоторых аспектов возникновения и развития касательных напряжений морозного пучения с целью их расчета. Представлены выражения для определения касательных напряжений морозного пучения на боковой поверхности фундамента. |
Ключевые слова: |
влажность, временное сопротивление срезу, граничный слой, касательные напряжения, лед, морозное пучение, напряженно-деформированное состояние, неоднородность, прочность смерзания, релаксация напряжений, сдвиг, удельное сцепление грунта, устойчивые силы смерзания, фундамент, частицы грунта. |
УДК 625.7/.8 |
|
К ВОПРОСУ УЧЕТА РАСЧЕТНОГО ДАВЛЕНИЯ КОЛЕСА АВТОМОБИЛЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ КОНСТРУКЦИЙ НЕЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД |
|
|
Д-р техн. наук, профессор Е.В. Углова, инженер О.А. Шило (Академия строительства и архитектуры Донского государственного технического университета (АСА ДГТУ)), инженер В.В. Акулов (ДорТрансНИИ ДГТУ) Конт. информация: uglova.ev@yandex.ru; olga_shilo@bk.ru; marine_25@inbox.ru |
Аннотация: |
Рассмотрен вопрос влияния параметров нагрузки на деформацию дорожных одежд, а также возможность учета изменения давления колеса автомобиля на покрытие от расчетной нагрузки. |
Ключевые слова: |
расчетная транспортная нагрузка, упругий прогиб, расчет конструкций дорожных одежд. |
УДК 519.2:625.7/.8 |
|
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПУСТИМЫХ СРЕДНЕКВАДРАТИЧЕСКИХ ОТКЛОНЕНИЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ |
|
|
Д-р техн. наук, профессор В.В. Столяров, канд. техн. наук, доцент Н.В. Щеголева (Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.) Конт. информация: shegoleva123@mail.ru |
Аннотация: |
В статье представлены допуски на отклонения радиусов выпуклых и вогнутых кривых, кривых в плане, ширины многополосного покрытия в одном направлении, общей ширины проезжей части при приемке в эксплуатацию. |
Ключевые слова: |
допуск, среднеквадратическое отклонение, радиус, выпуклая кривая, вогнутая кривая, кривая в плане, параметр. |
УДК 625.711.2:625.8 |
|
УЧЕТ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С НИЗКОЙ ИНТЕНСИВНОСТЬЮ ДВИЖЕНИЯ |
|
|
Д-р техн. наук, профессор А.М. Кулижников (ФАУ «РОСДОРНИИ») Конт. информация: kulizhnikov@rosdornii.ru |
Аннотация: |
Рассмотрены особенности подхода к расчету дорожных одежд с низкой интенсивностью движения с учетом зарубежного опыта. Приведена методика расчета дорожных одежд автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения с проверкой на эксплуатационную надежность. Представлен пример проверки дорожной одежды на колееобразование и истирание материала покрытия. |
Ключевые слова: |
дорожная одежда, автомобильная дорога, низкая интенсивность движения, эксплуатация, колееобразование, истирание, износ, морозное пучение. |
УДК 625.7 |
|
О ТРЕБОВАНИЯХ К РОВНОСТИ ДОРОЖНЫХ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ В ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА |
|
|
Д-р техн. наук, профессор О.А. Красиков (ФАУ «РОСДОРНИИ») Конт. информация: krasikov@rosdornii.ru |
Аннотация: |
В статье рассмотрены вопросы соответствия требований к ровности дорожных покрытий по просветам под трехметровой рейкой требованиям по международному индексу ровности IRI, которые представлены в актуализированной редакции СНиП 3.06.03-85. На основе сопоставительного анализа сделан вывод о том, что нормы ровности по трехметровой рейке не соответствуют нормам по шкале IRI, которые являются более жесткими. Рассмотрена дифференцированная оценка ровности дорожных оснований и покрытий по шкале IRI. Оценка «отлично» отличается от «удовлетворительно» на 22-45%, что можно рассматривать как улучшение начальной ровности в период строительства. Это способствует оптимизации эксплуатационных расходов и увеличению срока службы дорожного покрытия. На основе сравнения норм ровности в период строительства с нормами в период эксплуатации установлена разница между ними, которая составляет 1,1-3,3 м/км. Такой интервал достаточен для обеспечения нормативов межремонтных сроков службы дорожных покрытий. |
Ключевые слова: |
ровность дорожных оснований и покрытий, просветы под трехметровой рейкой, международный индекс ровности IRI, дифференцированная оценка ровности, срок службы дорожного покрытия. |
УДК 625.7:625.841+669.162.275.2 |
|
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ И ОПЫТ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ИЗ УКАТЫВАЕМЫХ ШЛАКОБЕТОНОВ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ |
|
|
Д-р техн. наук профессор Б.А. Асматулаев, канд. техн. наук Р.Б. Асматулаев, инженер А.Т. Ордабаев, инженер Р.Р. Езмахунов, инженер А.Е. Ошанов, инженер У.Ш. Касымов (КазНИиПИ «Дортранс») Конт. информация: boris-aisa@mail.ru |
Аннотация: |
Вопросам круглогодичного дорожного строительства до сих пор не уделяется достаточного внимания, хотя это позволило бы избежать 5-ти - 7-ми месяцев простоя. В статье приведены результаты исследований технологии зимнего строительства дорог из медленнотвердеющих шлакобетонов. Впервые в Казахстане разработаны и испытаны при строительстве дорог самовосстанавливающиеся дорожные бетоны, которые уже упрочняются в течение 30-40 лет безремонтной эксплуатации дорог. Основными структурообразующими новообразованиями в бетоне в преобладающем количестве являются гелевидные низкоосновные гидросиликаты кальция типа C-S-H, наноразмерных величин, что обеспечивает надежную эксплуатацию дорог без повреждений под воздействием климатических и транспортных нагрузок. |
Ключевые слова: |
зимнее дорожное строительство, технология, отрицательные температуры, замораживание-оттаивание, прочность, исследование, опыт, мониторинг, самовосстановление, наноструктура бетона. |
Раздел III. РЕМОНТ И СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ |
|
УДК 625.855.3 |
|
ВЫБОИНЫ НА АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЯХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ. ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ |
|
|
Д-р техн. наук, профессор А.В. Руденский (ФАУ «РОСДОРНИИ») Конт. информация: ruda0704@yandex.ru |
Аннотация: |
В статье рассмотрены пути повышения эксплуатационной долговечности дорожных асфальтобетонных покрытий путем сокращения образования выбоин в процессе эксплуатации. Показано, что эта задача может быть решена совершенствованием технологии производства асфальтобетонных смесей и улучшением системы технических требований к асфальтобетону, обеспечивающих повышение его водостойкости. |
Ключевые слова: |
асфальтобетон, выбоины, повышение водостойкости, совершенствование технологии производства смесей. |
УДК 625.8:550.835 |
|
ТЕХНОЛОГИЯ ГЕОПРОСТРАНСТВЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ГЕОРАДАРНЫХ ДАННЫХ |
|
|
Канд. техн. наук Р.А. Еремин (ФАУ «РОСДОРНИИ»), канд. техн. наук, доцент Ю.А. Сухобок (Дальневосточный государственный университет путей сообщения), аспирант Н.Ю. Рассадкин (МГТУ им. Н.Э. Баумана) Конт. информация: +7(967)448-78-75; +7(967)448-78-75; +7(977)864-82-91; r.eremin.01@gmail.com; khvyus@gmail.com; battleg@yandex.ru |
Аннотация: |
Приведены результаты обследования и изысканий дорожных одежд автомобильных дорог с помощью новой технологии геопространственного моделирования георадарных данных, которая является симбиозом георадиолокационной и геодезической съемок. Рассмотрены результаты решения задач по оценке толщины слоев дорожной одежды, выявлению участков проседания слоев дорожной одежды и объяснению причин деформации дорожного покрытия. Отличием предлагаемой технологии от похожих решений зарубежных компаний, таких как Roadscanners (Финляндия), IDS (Италия), MALA Geoscience (Швеция) и др., является высокая универсальность и ориентированность на отечественную практику в области дорожного хозяйства Российской Федерации. |
Ключевые слова: |
дороги, искусственные сооружения, дорожная одежда, толщина слоев, георадар, лазерное сканирование, спутниковые системы, 3D модели, системы автоматизированного проектирования, геоинформационные системы. |
УДК 625.768.6: 528.91 |
|
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СНЕГОЗАЩИТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ |
|
|
Д-р техн. наук, профессор Т.В. Самодурова, канд. техн. наук, доцент О.В. Гладышева, канд. техн. наук Ю.В. Бакланов, канд. техн. наук, доцент Н.Ю. Алимова, инженер К.В. Панферов (Воронежский государственный технический университет) Конт. информация: samodurova@vgasu.vrn.ru; ov-glad@ya.ru; baklanovmail@mail.ru; natalimowa@ya.ru; kvpan@ya.ru +7(473)271-52-02 |
Аннотация: |
Приведены результаты исследований по определению расчетных параметров метелевой деятельности для 17 областей Центрального федерального округа. По результатам исследований разработан комплект специальных карт, отражающих распределение объемов снегопереноса и снегоприноса по 16 направлениям (румбам) для всей территории Центрального федерального округа. Приведены рекомендации по использованию картографического материала для проектирования снегозащитных мероприятий и пример такого проектирования для участка дороги в Московской области. |
Ключевые слова: |
зимнее содержание дорог, метелевые заносы, параметры метелевой деятельности, карты, снегозащита. |
УДК 621.396.96:625.731.4 (571.56) |
|
ГЕОРАДИОЛОКАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ГРУНТОВ ДОРОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ В УСЛОВИЯХ КРИОЛИТОЗОНЫ |
|
|
Канд. техн. наук, доцент Л.Л. Федорова, канд. техн. наук Д.В. Саввин, инженер М.П. Федоров, инженер Г.А. Куляндин, инженер А.С. Стручков (Институт горного дела Севера им. Н.В. Черского СО РАН) Конт. информация: Lar-fed-90@rambler.ru; kgavrilu@yandex.ru; struchkovalexander@gmail.com; +7(4112) 390074 |
Аннотация: |
В статье представлены результаты исследований, которые показывают, что величина снижения скорости распространения электромагнитной волны в грунтах в талом состоянии, по сравнению с мерзлым, зависит от их влажности. Показано, что эта зависимость аппроксимируется линейной эмпирической формулой, на основе которой предложена методика мониторинга состояния грунтов по данным разносезонных измерений. С целью объективной интерпретации результатов исследований в условиях криолитозоны разработаны признаки для выявления зон повышенной влажности, таликов, участков ослабленных грунтов, пучения и границ миграции грунтовых вод. Возможность разработанной методики показана на примере георадиолокационного обследования автомобильных дорог Якутии. |
Ключевые слова: |
георадиолокация, мониторинг, грунты, мерзлые породы, влажность, диэлектрическая проницаемость. |
УДК 624.131 |
|
ВЕРИФИКАЦИЯ РАСЧЕТОВ ФИЛЬТРАЦИОННОЙ КОНСОЛИДАЦИИ В ГЕОТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРАММАХ |
|
|
Инженер Д.Е. Ерченко, канд. г.-м. наук Е.В. Федоренко («МИАКОМ СПб») Конт. информация: evgeniy@miakom.ru |
Аннотация: |
В статье приводится сопоставление аналитических и численных расчетов фильтрационной консолидации в специальных геотехнических программах ГЕО5 Осадка, Settle3D и Plaxis 2D с известным аналитическим решением Н.А. Цытовича. Если в инженерных программах, реализующих алгоритмы автоматизации аналитических расчетов, сопоставление выполняется прямым способом, то в программах численного моделирования необходимо правильно задать исходные условия и настроить все влияющие параметры для корректного сопоставления. |
Ключевые слова: |
геотехника, численное моделирование, метод конечных элементов (МКЭ), программа Plaxis, консолидация, теория фильтрационной консолидации. |
УДК 625.731.2:624.138.23 |
|
СРАВНЕНИЕ ВАРИАНТОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСЕВДОСЦЕПЛЕНИЯ В АРМИРОВАННОМ ГРУНТЕ |
|
|
Канд. г.-м. наук Е.В. Федоренко («МИАКОМ СПб»), аспирант Фам Дык Тиеп (Московский автомобильно- дорожный государственный технический университет (МАДИ)) Контактная информация: tiepducpham@gmail.com; evgeniy@miakom.ru |
Аннотация: |
В статье рассмотрены два способа определения псевдосцепления, возникающего при добавлении армирующих элементов в несвязные грунты: предложенный А. Видалем (учитывающий только расстояние между армирующими элементами и их прочность) и усовершенствованный, позволяющий дополнительно учесть влияние крупности заполнителя. Произведен анализ каждого из способов, а также, по результатам численного моделирования в программе Plaxis, подтверждено незначительное влияние механических свойств грунта. |
Ключевые слова: |
псевдосцепление, метод конечных элементов (МКЭ), модель упрочняющегося грунта, армогрунтовые сооружения, армированные откосы. |
Раздел IV. СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕМОНТ И СОДЕРЖАНИЕ МОСТОВ |
|
УДК 625.745.12 |
|
АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ОДНОПРОЛЕТНЫХ ПУТЕПРОВОДОВ С ИНТЕГРАЛЬНЫМИ УСТОЯМИ |
|
Канд. техн. наук В.И. Попов, аспирант Фам Туан Тхань, аспирант Нгуен Ван Хиен, аспирант Нгуен Мань Ха (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)) Конт. информация: +7 (925)010-10-97; +7 (968)475-34-79; +7 (965)299-80-68; +7 (963)961-32-06; vpopov@stpr.ru; pthanh_2008@mail.ru; nvhienmadi@gmail.com; manhhamta@gmail.com |
|
Аннотация: |
В статье приведены результаты анализа теоретических исследований работы однопролетных путепроводов с интегральными устоями с прямым, косым и криволинейным расположением в плане. Рассмотрены случаи применения в интегральных устоях стальных свай Н-образного и трубчатого сечений и показано, что для путепроводов с интегральными устоями трубчатые сваи наиболее предпочтительны. Установлено, что включение в работу путепроводов переходных плит снижает величину изгибающих моментов в сваях и уровень нормальных напряжений в их сечениях. Рекомендовано для косых и криволинейных путепроводов применять заглубленные переходные плиты, а для прямых в плане – поверхностные, образующие с устоем и пролетным строением единую конструкцию. |
Ключевые слова: |
интегральный устой, путепровод, переходные плиты, перемещения, напряжения. |
УДК 624.046.2 |
|
НЕДОСТАТКИ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ТЕОРИИ РАСЧЕТА НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ВНЕЦЕНТРЕННО СЖАТЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ |
|
|
Канд. техн. наук, доцент И.Н. Старишко (Вологодский государственный университет) Конт. информация: starishkoi@mail.ru |
Аннотация: |
Приводятся результаты расчетов внецентренно сжатых железобетонных элементов в предельном состоянии по несущей способности с учетом всех возможных напряжений в продольной арматуре площадью |
Ключевые слова: |
внецентренно сжатые элементы, уравнения равновесия, несущая способность, напряженно-деформированное состояние, эксцентриситет. |
Раздел V. ОРГАНИЗАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ |
|
УДК 656.081 |
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПА ПАРЕТО ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ |
|
Канд. техн. наук А.Л. Рыбин (ФАУ «РОСДОРНИИ») Конт. информация: Rybin@rosdornii.ru |
|
Аннотация: |
Рассматривается пример анализа причин дорожно-транспортных происшествий на основе принципа Парето для последующего их устранения. |
Ключевые слова: |
причины дорожно-транспортных происшествий (ДТП), принцип Парето, выбор мероприятий, безопасность дорожного движения. |
УДК 656.13 |
|
ОБ ОЦЕНКЕ НЕРАВНОМЕРНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА |
|
![]() |
Канд. техн. наук Н.А Лушников, канд. техн. наук П.А. Лушников (ФАУ «РОСДОРНИИ»), д-р техн. наук В.А Кретов, канд. техн. наук В.Е. Николаевский (Российский университет транспорта (МИИТ)) Конт. информация: p.lushnikov@rosdornii.ru |
Аннотация: |
В статье рассмотрены вопросы, связанные с оптимальной скоростью движения транспортного потока. Приведены соотношения для оценки неравномерности скорости и примеры их использования. |
Ключевые слова: |
автомобильная дорога, транспортный поток, скорость движения, коэффициент вариации, плотность транспортного потока. |
УДК 625.7:656.13.08 |
|
О РЕЗУЛЬТАТАХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
|
![]() |
Канд. мед. наук Е.Д. Юрасова д-р техн. наук, профессор В.Д. Кондратьев (Московский автомобильно- дорожный государственный технический университет (МАДИ)) Конт. информация: yarasovae@who.int; k-051310@mail.ru |
Аннотация: |
Международный проект с участием России в области безопасности дорожного движения осуществлялся в двух регионах страны, Липецкой и Ивановской областях, в период с 2010 по 2014 гг. Передовые подходы были применены с целью изменения поведения пользователей дорог в отношении трех основных факторов, влияющих на исход дорожно-транспортных происшествий: скорость движения, использование ремней безопасности и детских удерживающих устройств. Проект включал социальный маркетинг в сочетании с усиленным правоприменением. |
Ключевые слова: |
безопасность дорожного движения, консорциум, глобальный проект, повышение потенциала, мониторинг, правоприменение, факторы риска, социальный маркетинг, консультативный совет. |
Раздел VI. ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ |
|
УДК 625.855 |
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИДРООКИСЕЙ (ШЛАМОВ) ГАЛЬВАНИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ |
|
![]() |
Канд. техн. наук, профессор Н.С. Ковалев (Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I), ст. преподаватель Е.Н. Отарова («ВОЕННЫЙ УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР» Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина») Конт. информация: NSKovalev@mail.ru; ekaterina.otarova@mail.ru |
Аннотация: |
Рассмотрен вопрос утилизации гидроокисей (шламов) с целью защиты окружающей среды и обеспечения работы очистных сооружений в замкнутом цикле. Предлагается применение гидроокисей (шламов) для активации поверхности минеральных материалов асфальтобетонных смесей и для приготовления активированного минерального порошка Модификация минеральных порошков шламами гальванических производств (в количестве 7-12%) путем совместного помола их с известняком способствует повышению качества асфальтобетона, в том числе прочности, тепло- и водостойкости, при снижении расхода битума по сравнению с асфальтобетоном на основе немодифицированного минерального порошка. |
Ключевые слова: |
регенераты, гидроокиси (шламы), утилизация, асфальтобетонные смеси, активированный минеральный порошок. |
УДК 625.76:678.7+536.4 |
|
ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИАЛОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ РЕМОНТА ДОРОЖНОГО И АЭРОДРОМНОГО ПОКРЫТИЙ |
|
![]() |
Канд. техн. наук Ф.К. Горбунов (Институт химии твердого тела и механохимии СО РАН), инженер Ю.Н. Шевцов (ООО НПП «Новасиб»), канд. техн. наук Л.К. Бердникова (Институт химии твердого тела и механохимии СО РАН) Конт. информация: f1123723@yandex.ru; shewtsow@yandex.ru |
Аннотация: |
Статья касается результатов исследования термодинамических характеристик универсальной заливки дорожной (УЗД) с целью применения при ремонте улично-дорожной сети. |
Ключевые слова: |
автомобильная дорога, дорожное покрытие, климатические воздействия, композиционный материал. |
УДК 625.7/.8:691.168 |
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕМНЕЗЕМСОДЕРЖАЩИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ В ПРОИЗВОДСТВЕ АСФАЛЬТОБЕТОНА |
|
![]() |
Канд. техн. наук, доцент Т.С. Химич, канд. техн. наук, доцент Е.В. Шаповалова (Сибирский государственный автомобильно-дорожный) университет (СибАДИ)) Конт. информация: himich_ts@mail.ru; shelv62@mail.ru |
Аннотация: |
В статье рассмотрена возможность частичной замены природных сырьевых компонентов в производстве асфальтобетона кремнеземсодержащими промышленными отходами. Это приведет к снижению антропогенной нагрузки на природные системы при сохранении эксплуатационных характеристик строительного материала. |
Ключевые слова: |
кремнеземсодержащие промышленные отходы, асфальтобетон, рациональное природопользование, эксплуатационные свойства. |
УДК 625.7/.8 |
|
О МЕХАНИЗМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МИКРОДОЛОМИТОВОГО НАПОЛНИТЕЛЯ И НЕФТЕПОЛИМЕРНОЙ СМОЛЫ В МАТЕРИАЛАХ ДЛЯ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ |
|
![]() |
Д-р техн. наук, профессор А.А. Артеменко (Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.), инженер В.В. Талалай, д-р техн. наук, профессор Ю.Э. Васильев д-р техн. наук, профессор Э.В. Котлярский (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)), инженер И.Г. Шашков (Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж)) Конт. информация: talalay@bk.ru |
Аннотация: |
При разработке рецептуры разметочной полимерной композиции исследовали влияние состава на технологические и эксплуатационные свойства – стойкость к воздействию агрессивных факторов и долговечность. В результате комплексных исследований функциональных и технологических характеристик разметочных композиций на основе нефтеполимерных смол (НПС) доказана эффективность новой методики последовательного регулирования выбранных функциональных и технологических параметров с учетом дорожно-климатических условий применения и эксплуатации. Определены новые функциональные и технологические характеристики остывших расплавов полимерных материалов на основе НПС для дорожной разметки в виде готовых к оперативному применению технологических блоков, что позволяет получать разметочный материал высокой готовности к применению, более гомогенный и некритичный к условиям хранения и транспортировки. Сравнение эксплуатационных характеристик разработанных составов с аналогом на стойкость к воздействию автомобильных колес с различными протекторами (в том числе и шипованными) проводили на полигоне «Карусель-2» МАДИ. |
Ключевые слова: |
дорожная разметка, производство, рецептура, алифатические нефтеполимерные смолы, модифицированная малеиновым ангидридом смола, микродоломит, аминопропилтриэтоксисилан, диоксид титана, масло индустриальное, стирольный блочный сополимер, воск полиэтиленовый. |
|
|
ПАМЯТИ В.Д. КАЗАРНОВСКОГО |
|
![]() |
ПАМЯТИ О.В. СКВОРЦОВА |