4 марта 2014 года | Все новости
4 марта 2014 года

Интервью директора пермского филиала ФГУП «РОСДОРНИИ» В. Ю. Задворнова деловой газете «Бизнес-класс»

Скачать

КЖЦ нужен всем

Директор пермского филиала ФГ УП «РОСДОР НИИ» Виталий Задворнов – о существующей контрактной системе дорожного хозяйства, ее изменениях в условиях дефицита бюджета и объективной оценке состояния пермских дорог.

Виталий Юрьевич, пермский филиал РОСДОРНИИ помимо Пермского края работает в различных регионах. Сравните качество дорог в других регионах (Екатеринбург, Тюмень) и в Пермском крае?

– Сказать «лучше-хуже» – это значит дать субъективную оценку. Профессиональные дорожные эксперты такими категориями не руководствуются. Оценить состояние дорог можно только после проведения современной и качественной диагностики с использованием определенного оборудования, например, передвижных дорожных лабораторий, которые изготавливаются для РОСДОР НИИ. С помощью таких мобильных лабораторий проводят оценку качества (диагностику) дорог по всей стране. На сегодняшний день это самый современный и точный способ определения фактического состояния дорожной сети, моделирования и прогнозирования износа автомобильных дорог. Поэтому чтобы сказать, в каком регионе нашей страны самые плохие или самые хорошиедороги, нужно воссоздавать систему мониторинга всех дорог. И на федеральном уровне такой мониторинг проводится. Существуют единые правила оценки на основании отраслевых дорожных норм.

Но это оценка только федеральных трасс. Вопрос: как оценить состояние дорог регионального и муниципального уровня? Сейчас даже оценку дефектов, степени износа считают по разным методикам – где‑то несопоставимо, где‑то совсем некорректно. Что необходимо? Комплексно оценить состояние всех дорог. По всей стране. Не только федеральных и региональных, но и муниципальных. А когда нет объективных статистических данных, полученных с помощью диагностических дорожных лабораторий, любые сравнения субъективны и некорректны.

Верно ли, на ваш взгляд, утверждение, что причиной «относительно низкого» качества дорог в Пермском крае являются погодные условия и непростые грунты?

– Можно много говорить о влиянии погодных условий на дорожную отрасль. Но чтобы подвести итог этой темы, скажу следующее: любые особые условия (природно-климатические, геологические и т. д.) формируют лишь дополнительные требования к проектированию, строительству и содержанию дорог. Сейчас созданы и внедряются инновационные технические решения для строительства и содержания дорог в любых погодных условиях, вплоть до экстремальных. Конечно, содержать дорогу в США или в Германии легче, чем в северных российских регионах, и битум для Краснодарского края нужен другой, чем для дорог Тюмени. Но, повторюсь, есть материалы, есть технические решения, позволяющие качественно строить и содержать дороги. 

Какими методами можно улучшить состояние дорожного полотна?

– В о-первых, это проведение ежегодной оценки транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети, прогнозирование изменений, назначение и реализация первостепенных мероприятий по поддержанию и улучшению состояния дорог. Во-вторых, четкое формулирование технических требований на всех этапах создания объекта (проектирование, строительство, эксплуатация). В-третьих, повышение степени значимости квалификационных требований, а не цены и сроков выполнения работ. Чем больше квалификационных характеристик потенциального подрядчика будет задано, тем больше вероятность получить качественный объект.

Ну и, конечно, жесткий контроль за обязательным соблюдением норм проектирования, технологии строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог. А про безоговорочное и неукоснительное исполнение гарантийных обязательств говорить нет смысла. Это очевидно.

Сейчас некоторые крупные дорожные компании активно продвигают идею контрактов жизненного цикла, когда один и тот же подрядчик строит, а потом и содержит дорогу в процессе ее эксплуатации. Вы поддерживаете эту идею? Какие плюсы и минусы вы в ней видите?

– К онтракты жизненного цикла (КЖЦ) – это чрезвычайно нужный посыл, сейчас, в условиях бюджетного дефицита. Идея очень актуальна я и уже давно внедрена во многих европейских странах. В Великобритании, например, до 90 % дорог строится по контрактам жизненного цикла. Также активно работают по этому принципу в США и Канаде. И, со своей стороны, мы это поддерживаем. Действительно, эффективнее будет сделать так: кто строит дорогу, тот и занимается ее содержанием, несет за нее ответственность. Тем самым подрядчик сам себя мотивирует строить качественно, своевременно выполнять работы по ремонту и содержанию. Теоретически КЖЦ могли бы разрушить укрепившуюся за десятилетия идеологию дорожного хозяйства в отсутствие заинтересованности строителей в конечном результате. Исполнитель по контрактам жизненного цикла ориентирован и на быстрый ввод магистрали в эксплуатацию в связи с отсроченными обязательствами (так как оплата построительству производится в период эксплуатации объекта), и на его высокое качество. Такая система оптимизирует контроль качества строительства, потому что оцениваются пользовательские характеристики дороги (ровность покрытия, дорожное обустройство, аварийность).

Какие минусы имеет КЖЦ?

– В о-первых, достаточно сложно в одном контракте свести несколько видов работ, учесть все риски. Поэтому сейчас качественное формирование документации по заключению контрактов жизненного цикла – основная задача. Но и здесь есть решение. Нет ничего невозможного.

Во-вторых, не так просто найти инвестора, готового не только построить объект, но и длительно сопровождать его. Такие виды работ по силам только крупным дорожным предприятиям, которые смогут окупить строительство и взять объект на содержание с учетом «рисков долгосрочности».

В январе этого года заместитель главы администрации Перми Анатолий Дашкевич заявил, что скачки температур сильно ударили по состоянию пермских дорог. В частности, чиновник отметил, что дорожному полотну за январские морозы и последующее за ними потепление нанесено до 20 % дополнительного ущерба. Вы, как эксперт, можете прокомментировать, действительно ли морозы наносят большой ущерб дорожному полотну?

– Низкие отрицательные температуры, а особенно резкие температурные перепады могут повлиять на состояние дорожного покрытия. Тем не менее существуют технические решения для строительства и содержания автомобильных дорог в любых погодных условиях. Нужно широко привлекать в отрасль научные организации. Необходимо планирование дорожных работ на основании анализа комплексных показателей по данным инструментальной диагностики.

Например, РОСДОР НИИ имеет в своем арсенале современное высокоточное оборудование для качественной диагностики и своевременного выявления проблем дорожного полотна. Оценка технического состояния автомобильных дорог должна проводиться не реже одного раза в год. Чем качественнее мы будем планировать, выполнять необходимые дорожные работы и использовать современные технологии, тем быстрее наши дороги станут лучше.

 

Безопасные и качественные дороги

Тематические сайты

related-sites 300

Вакансии

строительный контроль     Яндекс.Метрика

Copyright © 2017. РосдорНИИ - строительный контроль